Теракт в «Крокус Сити Холле»

12:46Из больниц выписаны 90 пострадавших в «Крокус Сити Холле»

12:36Госдума готовит поправки в законопроект о частной охранной деятельности

12:32Депутаты Госдумы обсудят вопрос безопасности зрелищных массовых мероприятий

Школьные автобусы обзаведутся мигалками

В 2018 году вступят в силу правительственные постановления, направленные на снижение количества ДТП с участием транспортных средств, перевозящих детей

27.12.2017 16:29

Автор: Фидель Агумава

Школьные автобусы обзаведутся мигалками

Коллаж: ПГ. Фото: ПГ / Владимир Афанасьев

Вот уже почти четыре года в России действуют Правила организованной перевозки группы детей автобусами, определяющие задачи и требования, предъявляемые к организованной перевозке детей в автобусах и устанавливающие основные обязанности должностных лиц и водителей автобусов.

Печальная статистика

Так, согласно правилам, в случае если перевозка производится в одном или двух автобусах, необходимо подавать уведомления в ГИБДД — в них должны быть указаны дата, маршрут следования, сведения о транспортной компании, число и возраст детей, марка автобуса, а также имена сопровождающих лиц. А если дети едут в колонне из трёх и более транспортных средств, автобусы должны сопровождать автомобили госавтоинспекции.

В России собираются вернуть лицензирование всех автобусных перевозок

Тем не менее технические неисправности и ошибки водителей то и дело становятся причиной ДТП, иногда со смертельными исходами. Так, в конце ноября в Чебоксарах в аварии с участием маршрутки и школьного автобуса пострадали 13 человек, троих пострадавших доставили в детскую республиканскую больницу. В том же месяце в Краснодарском крае попал в ДТП школьный экскурсионный автобус, перевозивший 27 детей и четверых взрослых — в результате аварии погиб один человек, ещё семеро пострадали. А в октябре школьный автобус, перевозивший ребят на профобучение в сельхозтехникум, столкнулся с лесовозом на трассе Сыктывкар — Чебоксары. Тогда погибли трое взрослых, ещё три человека попали в больницу.

Снизить количество аварий с участием транспорта, занимающегося организованными перевозками детей, призваны правительственные постановления, которые начнут действовать уже в будущем году.

Дети — самое святое

Один из способов минимизировать количество автоаварий — привлечь к школьным автобусам особое внимание участников дорожного движения. Согласно постановлению, опубликованному 27 декабря на сайте Правительства, с 1 июля 2018 года автобусы, помимо специального знака «дети», будут оборудованы проблесковыми маячками жёлтого или оранжевого цвета, которые водитель должен будет включать при движении.

Обращение к Минтрансу о необходимости разработки такого постановления направила Законодательная дума Томской области. Это обращение стало ответом на трагедию на трассе Ханты — Мансийск — Тюмень 4 декабря 2016 года, когда автобус, перевозивший детей с соревнований по спортивной гимнастике, столкнулся с грузовиком, в результате чего погибли 12 ребят.

«Безусловно, эти автобусы станут заметнее, и другим водителям будет сразу понятно, что они перевозят детей. Не уверен, что это как-то радикально изменит ситуацию на дорогах, но то, что движение таких транспортных средств станет более предсказуемым и безопасным, очевидно», — считает координатор «Общества синих ведёрок» Пётр Шкуматов.

Аварийность на дороге от этого, может, и не сильно снизится, но надо обязательно в мозгах сделать такой переворот, чтобы те, кто управляет автомобилем, помнили, что дети — это самое святое.

Сходного мнения придерживается и глава думского Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичёв. «Аварийность на дороге от этого, может, и не сильно снизится, но надо обязательно в мозгах сделать такой переворот, чтобы те, кто управляет автомобилем, помнили, что дети — это самое святое», — сказал «Парламентской газете» законодатель.

Кроме введения обязательных «мигалок», подготовленное Минтрансом постановление уточняет требования к стажу работы водителей: право управлять школьными автобусами получат только водители категории «D» с рабочим стажем не менее года. Также документ определяет возможность и условия перевозки в автобусах сотрудников туристических и экскурсионных организаций, участвующих в программе поездки. Наконец, упрощается процедура подачи документации: в случае постоянной перевозки группы детей по одному и тому же маршруту появится возможность подавать специальные уведомления о многократных поездках.

Предельный возраст — 10 лет

Сегодня в России зарегистрировано 23 тысячи школьных автобусов. При этом лишь около 10 процентов из них содержатся в автопарках, а многие транспортные средства давно выработали свой ресурс. Между тем с 1 января 2018 года вступит в силу приказ Правительства, запрещающий использование автобусов старше 10 лет для перевозки организованных групп детей. Этот запрет должен был вступить в действие ещё с начала 2017 года, однако сроки неоднократно переносились для того, чтобы перевозчики, учебные заведения и турагентства могли подготовиться к изменениям и в случае необходимости обновили автобусный парк либо сменили партнёров по перевозкам.

Нелегальным перевозчикам прикроют лазейки в законе

Впрочем, по мнению ряда экспертов, безопасность перевозки не всегда определяется сроком эксплуатации транспортного средства. «Сегодня не возраст автобуса определяет его техническую исправность, а техническое обслуживание согласно нормативам», — напоминает Евгений Москвичёв. Парламентарий считает меру ограничения «по возрасту» преждевременной — по его мнению, сначала необходимо добиться того, чтобы в России было достаточно автобусов.

Пётр Шкуматов также предупреждает, что при введении в действие подобных нормативов необходимо учитывать бедственное положение многих российских регионов, где «вопрос не стоит о том, чтобы безопасно доехать — вопрос в том, чтобы просто доехать любой ценой, даже ценой увеличенных рисков». По мнению эксперта, повсеместное введение запрета на использование автобусов старше 10 лет в некоторых регионах может просто заблокировать перевозку детей.

Аттестация для водителей

По мнению членов Общественной палаты, к увеличению рисков при транспортировке детей приводит не только некачественное обслуживание машин, но и отсутствие специальной подготовки водителей, которые занимаются детскими перевозками. «Сейчас отсутствует обязательное дополнительное обучение для водителей, которые перевозят школьников. Мы выступаем за введение аттестации для таких водителей», — заявила глава Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина, выступая в сентябре в пресс-центре «Парламентской газеты».

Однако мнение о том, что к увеличению числа аварий приводит недостаточная квалификация водителей, не разделяют в Госдуме. «Всё зависит от того, насколько люди, занятые в этом процессе, соблюдают нормативы и ответственно относятся к своей работе», — считает зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова.

Если соблюдать федеральные законы и приказы Минтранса, то нам дополнительно ничего делать не потребуется.

В свою очередь, глава Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичёв уверен, что для улучшения ситуации на дорогах нужно не придумывать новые регламенты, а просто выполнять существующие технические нормы и Правила дорожного движения. «Можно написать тысячу каких-то дополнительных приказов, распоряжений и ничего не выполнять. А надо выполнять то, что вырабатывалось десятилетиями и написано потом и кровью, — убеждён депутат. — Если соблюдать федеральные законы и приказы Минтранса, то нам дополнительно ничего делать не потребуется».

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 7226

Ещё материалы: Пётр Шкуматов