Нелегальным перевозчикам прикроют лазейки в законе

Выводить из тени владельцев автобусов будут как с помощью ужесточения законов, так и через поддержку

Нелегальным перевозчикам прикроют лазейки в законе

Фото: wikipedia.org

Владельцев автобусов, в которых перевозятся более восьми человек, в скором времени могут обязать получать лицензию на осуществление транспортных услуг независимо от целей поездок. Соответствующий законопроект Государственная Дума уже приняла в первом чтении на пленарном заседании 10 ноября. Какие нормы могут быть включены в документ ко второму чтению и какими средствами ещё можно бороться с нелегальными перевозками, чтобы сделать транспортные услуги безопасными и вывести сферу из тени, парламентарии и эксперты обсудили на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты» 21 ноября.

Основная задача лицензирования — обезопасить пассажиров

В 2012 году было отменено лицензирование перевозок, осуществляемых по заказу или для собственных нужд. Сейчас юридические лица или индивидуальные предприниматели могут производить автобусные перевозки людей в этих целях без получения лицензии. В итоге с января по август 2017 года произошло более 5500 ДТП с автобусами, 70 процентов из которых использовались для перевозок нелегально, отмечал ранее замминистра транспорта России Сергей Аристов.

«Громкие ДТП в подавляющем большинстве происходят по вине нелегальных перевозчиков. Бывает, что их автобусам больше 20 лет, а водители не имеют должной подготовки. К тому же они часто засыпают за рулём из-за несоблюдения работодателями режима их отдыха», — рассказал генеральный директор Агентства автомобильного транспорта Минтранса «Росавтотранс» Алексей Двойных.

Поэтому, по его словам, в первую очередь бороться с нелегальными перевозками пассажиров нужно, чтобы оградить людей от страшных аварий. Лицензирование всех, кто перевозит восемь и более пассажиров, поможет увидеть общую базу перевозчиков и проконтролировать безопасность услуг, которые они оказывают, добавил Двойных.

Директор «Росавтотранса» пояснил, что по условиям лицензии у перевозчиков должен быть договор по осуществлению ремонта, подготовке и выпуску на линию транспортного средства, документы о должной подготовке водителей и других обязательствах, гарантирующих безопасность пассажиров. Но сейчас разрешительные документы обязаны получать только компании, которые производят регулярные рейсы, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, перевозящие людей по заказу или для собственных нужд, от такой обязанности освобождены.

Алексей Двойных. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

Этой лазейкой пользуются те, кто под видом заказных поездок осуществляет регулярные перевозки, поэтому Минтранс и разработал законопроект, уравнивающий перед законом всех, кто перевозит восемь и более пассажиров независимо от целей поездки. Он уже рассмотрен Госдумой в первом чтении, и сейчас идёт его доработка.

Прибыль отбирают, налоги не платят

Нелегальные перевозчики вредят и государству, так как они не платят налоги, и тем, кто работает в этой сфере бизнеса легально и заботится о безопасности поездок, считают парламентарии.

«Обычно перевозчики, которые якобы совершают заказные перевозки, выходят на маршрут, когда самый высокий трафик — утром, когда люди едут на работу, и вечером, когда они возвращаются. Добросовестные перевозчики регулярных маршрутов из-за этого несут серьёзные убытки», — рассказал член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов.

Александр Старовойтов. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

Депутат считает, что лицензирование необходимо и для того, чтобы защитить права тех, кто работает легально. Однако, по его словам, в законопроекте есть и шероховатости, которые будут обсуждаться. Кроме того, могут понадобиться другие изменения в этой сфере, так как нелегалы всё равно будут находить уловки, чтобы обойти законодательство, считает он.

Как вывести владельцев автобусов из тени

Чтобы перевести всех перевозчиков на легальное положение, нужно сначала продумать систему, как их обнаружить. Это можно сделать, отслеживая перевозки с помощью системы ГЛОНАСС, считает председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов.

«Если машина ездит из точки А в точку Б в пиковые часы туда-сюда, становится понятно, что она осуществляет регулярную перевозку пассажиров. Если у неё при этом нет соответствующей лицензии — это незаконно», — пояснил он.

Андрей Кутепов. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

Кроме того, отделить легальных перевозчиков, которые платят налоги, от тех, кто находится в тени, можно было бы с помощью сравнения базы ГИБДД и налоговой службы, сказал сенатор.

Вместе с тем парламентарий подчеркнул, что нужны не только ужесточающие меры для перевозчиков, но и их поддержка, в том числе сокращение сроков лицензирования. Например, лицензирование может затянуться из-за процедуры внесения автобуса в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. По мнению Кутепова, было бы целесообразно, чтобы этим занималась компания-производитель, а не организация, которая его купит и будет перевозить на нём пассажиров.

«Это должно быть заботой не перевозчика, а непосредственно предприятия, которое производит автобус», — сказал парламентарий, отвечая на вопрос владельца транспортной компании о длительных сроках лицензирования.

Просмотров 2993

21.11.2017 19:05



Загрузка...

Популярно в соцсетях