Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Российская Арктика — территория закона

Что должен урегулировать федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации

09.04.2013 14:32

Министерство регионального развития в ближайшее время должно представить на суд общественности проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Напомним, что попытки создать отвечающий велениям времени закон по Арктике предпринимаются с 1998 года. Однако до сих пор ни один вариант законопроекта не стал предметом рассмотрения Государственной Думы.

Что должно стать основой содержания закона «Об Арктической зоне Российской Федерации»? Какие именно проблемы этот документ должен урегулировать? На этот и другие вопросы «Парламентской газеты» отвечает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа с 1994 по 2010 годы, ныне сенатор от этого же региона Юрий Неёлов.

ПГ: Почти все проблемы российской Арктики обобщенно могут быть сведены к двум проблемам: как обеспечить инвестиционный процесс и, как обеспечить конкурентоспособность. Сможет ли ожидаемый закон способствовать решению этих проблем?

Юрий Неёлов: В Арктике эти две темы фокусируются в проблеме «северного удорожания», в ее экстремальной арктической форме. Можно смело сказать, что проблема «северного удорожания» тем или иным образом лежит в корне практически всех проблем Арктики, а решение её откроет двери для последовательного снятия всех остальных вопросов. Приведу лишь малую толику примеров, чтобы понять масштаб давления «северного удорожания» на экономику. Возьмём тему трудовых ресурсов: их цена в условиях Арктики, дефицит кадров, перечень областей, в которых этот дефицит существует, компенсационные выплаты за дискомфорт проживания и так далее. Или стоимость основных фондов в условиях «северного исполнения» и их ускоренный износ. Или повышенные энергетические издержки, связанные как с климатической спецификой, так и с повышенными транспортными расходами и так далее и тому подобное. И какую отрасль или сферу экономики ни возьми — одно тянет другое.

Есть ещё два существенно осложняющих экономическую деятельность фактора, которые технически тоже можно представить через удорожание. Это повышенные риски возникновения чрезвычайных с ситуаций и затраты на их предотвращение или ликвидацию, а также чрезвычайно низкая обеспеченность бюджетов муниципальных образований и их зависимость от бюджетов других уровней.

ПГ: Но ведь эти проблемы были всегда

Юрий Неёлов: До начала рыночных реформ все факторы северного удорожания тем или иным образом компенсировались соответствующими бюджетными расходами. После ухода из экономики государства как главного хозяйствующего субъекта вся тяжесть «северного удорожания» легла на плечи хозяйствующих субъектов, которые, за исключением отдельных ресурсных секторов, оказались в крайне невыгодных конкурентных условиях, как с точки зрения производителей более южных регионов России, так и производителей приарктических регионов других стран.

ПГ: Проигрыш производителям более южных регионов понятен. А почему у наших арктических производителей условия хуже, чем у их коллег из арктических регионов других стран?

Юрий Неёлов: Российский арктический производитель оказался перед лицом более сильных, экономически и технологически, конкурентов, за плечами которых их собственные государства, которые самым активным образом поддерживают национального производителя политически и материально. Все передовые северные государства имеют разветвленную, сложноструктурированную систему компенсаций регионального удорожания хозяйствования и жизнедеятельности, снижения издержек региональных экономик. Все действуют исходя из специфики места и времени. Дело в демонстрации того, насколько широки и разнообразны могут быть меры государственной поддержки национального производителя и населения в регионах с экстремальными природными условиями. Что касается нашей российской специфики, то мы не должны забывать об очевидной истине: «отсутствие дифференциации порождает дискриминацию».

ПГ: И как это может быть реализовано на практике?

Юрий Неёлов: Сущность региональной политики заключается в дифференциации мер, применительно к местным условиям при реализации политики общегосударственной. Оговоримся сразу: под механизмами преодоления факторов «северного удорожания» вовсе не подразумеваются «лобовые решения», вроде прямого начисления бюджетных средств производителям товаров и услуг. Неэффективность такого подхода очевидна. Речь может идти о мерах общесистемного характера, повышающих конкурентоспособность региональных экономик за счет снижения специфических издержек.

Например, если государство начнет исполнять свои функции в полном объеме, то есть будет платить бюджетникам зарплату, адекватную реальной величине местной потребительской корзины, будет проводить миграционную политику, адекватную изменениям на рынке труда, начнет реализовывать в полном объеме собственные программы, разрешит коммунальные проблемы - это существенно снизит дополнительные издержки арктической экономики, связанные с «северным удорожанием».

Другой источник дополнительных издержек — неразвитость информационной и транспортной инфраструктуры. Действующие на Севере и в Арктике предприятия вынуждены преодолевать инфраструктурный дискомфорт за счет приобретения соответствующих технических средств. Этот источник дополнительных издержек может быть компенсирован такими мерами, как ускоренная амортизация оборудования и транспорта, создание дополнительных возможностей привлечения инвестиций (покрытие банковского процента, программы поддержки лизинга, банковские гарантии, отнесение расходов на НИОКР на счёт производственных расходов и др.).

Например, правильно организованная помощь арктическим регионам, скажем, в приобретении спецтехники стимулирует отечественное производство технических средств. А в том, что наша страна, как по уровню технической мысли, так и по количеству уже имеющихся технических разработок (особенно в сфере транспортных средств в северном исполнении), существенно опережает многих конкурентов, ни у кого не вызывает сомнение.

ПГ. А почему не делаем? Спроса нет?

Юрий Неёлов: На эти технические новинки спрос как таковой есть. Не хватает оплаченного спроса, так как большинство потенциальных заказчиков испытывают дефицит платежных средств. Нужно учесть, что если технические новинки выпускаются в единичных экземплярах, то они очень дороги и не могут конкурировать по цене. Но если государство сформирует большой заказ на спецтехнику для оснащения своих собственных служб: МВД, МЧС, армии, пограничных войск, северной и арктической медицины, системы гидро-метео наблюдений и многого, многого другого — техническая новинка будет конкурентна не только по её адаптированности к местным условиям, но и по ценовым характеристикам.

Арктические регионы очень хорошо обеспечены ресурсами ветроэнергетики. Но закупать ветроэнергетические установки за рубежом и тем более эксплуатировать их - крайне дорого. Поэтому практически все попытки оканчивались ничем, и реальная возможность существенно снизить потребность в очень дорогом завозе больших объемов горючего так и не была реализована. Отечественных разработок много, а в единичных экземплярах они дороже серийных импортных. Для снижения цены до гарантированной конкурентоспособности нужно произвести минимум 10 тыс. экземпляров. Потенциальная же потребность органов государственного управления и местного самоуправления в ветроэнергетических установках на Севере и в Арктике в разы больше. Это только один пример потенциальной возможности запустить производство очень нужных для арктических районов изделий по доступным ценам для корпоративных и частных потребителей.

ПГ. Какие еще проблемы кроме «северного удорожания» характерны для арктических регионов страны?

Юрий Неёлов: Моноспециализация на сырьевых ресурсах, цена которых подвержена колебаниям на мировых сырьевых рынках. Переработка добываемого сырья создает большую добавленную стоимость, остающуюся в экономике страны и регионов. Примеров даже частичной переработки пока немного. Норильский горно-металлургический комбинат выплавляет из руды цветные металлы (медь, никель, кобальт) и концентраты, из которых на Красноярском заводе цветных металлов получают драгоценные и редкоземельные металлы (золото, серебро, платину, палладий,  родий, иридий, рутений, селен). Из меди в Норильске делают медную катанку (заготовку для производства проволоки любого сечения), а из никеля — дробь и порошок. Это еще не конечная продукция, но полуфабрикат достаточно высокого передела. Существуют планы строительства в Арктике предприятий по сжижению газа и нефтеперерабатывающих заводов средней мощности для обеспечения арктической экономики собственными горюче-смазочными материалами, что снизит их стоимость и сохранит деньги в обороте региональных экономик. Сложные природные условия и низкая плотность населения накладывают существенные ограничения на развитие перерабатывающих производств. Но возможности такие есть. Особенно перспективна пока еще слабо развитая переработка животного и растительного сырья малым и средним бизнесом. Однако при высоких региональных издержках и стоимости инвестиционных ресурсов остро необходима государственная поддержка. Позитивную роль могут сыграть невысокие ставки НДС, стимулирующие производство с высокой добавленной стоимостью, иные формы поддержки инновационно-ориентированных производств. Активизировать научные исследования и экспериментальные конструкторские разработки можно, снижая налоговую нагрузку на средства исследовательских и конструкторских работ, формируя систему технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов. Именно эти механизмы и должны быть урегулированы законодательно.

Беседовала Ольга Стройнова

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1804

Ещё материалы: Юрий Неёлов