Жителей Москвы и Петербурга начали ставить на учёт 211 лет назад
В России ежегодно 15 октября отмечают День адресно-справочной службы — профессиональный праздник работников адресно-справочных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД.
В 1809 году в Москве и Санкт-Петербурге императорским указом были созданы адрес-конторы в составе городской полиции.
«Желая привести в известность многочисленный класс людей, отправляющих разные должности в частных домах обеих столиц по найму или другим условиям, и имея особенно намерение обязать оный к доброму отправлению различных званий домашних…», — говорилось его в тексте.
Эти учреждения выполняли полицейскую и финансовую функции. Каждый, кто хотел устроиться в одном из столичных городов на работу, должен был оставить паспорт в конторе адресов и внести определенную плату, чтобы получить билет на жительство. Билеты, или свидетельства, из адрес-конторы выдавались только на один год. Билеты крепостным или жившим по плакатным (обычным) паспортам выдавались только на срок их паспортов. Нарушителей высылали из города.
В 1839 году конторы были преобразованы в адресные экспедиции. В том же году в Санкт-Петербурге открыли адресный стол при экспедиции, а в Москве это произошло только в 1861-м.
После Октябрьской революции адресные бюро и адресные столы появились в РСФСР в 1923 году. Они создавались при городских управлениях милиции, основными их задачами были ведение точной регистрации и учета населения, а также выдача адресных справок.
Сейчас адресно-справочная служба входит в структуру Министерства внутренних дел. Она занимается регистрацией граждан по месту жительства, собирает информацию о смене фамилий, имен и выдаёт различные справки.