Все о пенсиях в России

вчераНекоторым россиянам начислят январскую пенсию досрочно

два дня назадПутин: С 1 января страховые пенсии по старости проиндексируют на 7,6%

два дня назадПутин: Социальные пенсии вырастут с 1 апреля

Комплексное продюсирование территорий — новый управленческий формат развития регионов

Интервью с директором «Российской креативной недели» и президентом АНО «Креативная экономика» Мариной Монгуш

01.10.2025 00:00

Комплексное продюсирование территорий — новый управленческий формат развития регионов
  © Фото предоставлено пресс-службой Российской креативной недели

С 25 по 27 сентября в Москве прошел форум «Российская креативная неделя — 2025», где обсуждались задачи креативных индустрий. О том, как интеллектуальная и творческая деятельность становится движущей силой развития российских регионов и почему продюсирование территорий — эффективная управленческая методика, способная трансформировать экономику и социум на местах, рассказала «Парламентской газете» Марина Монгуш, директор «Российской креативной недели» и президент АНО «Креативная экономика».

— Марина, какие ключевые результаты и впечатления вы можете озвучить по итогам проведения «Российской креативной недели» в 2025 году?

— «Российская креативная неделя» в 2025 году стала значимым событием федерального масштаба, которое собрало более 5000 участников из 84 регионов и включало 516 спикеров из семи стран. Форум подтвердил важность креативных индустрий как движущей силы экономического и социального развития регионов, продемонстрировав новые форматы комплексного продюсирования территорий и обмена успешными практиками. Среди важных достижений — подписание 15 ключевых соглашений с партнерами, развитие региональных площадок и формирование планов развития креативной экономики до 2035 года. Значима и первая выставка региональных экспозиций, демонстрирующая потенциал креативной экономики на всей территории России. Все это укрепляет позиции креативного сектора как стратегической силы и закладывает основу для системного развития отрасли в ближайшие годы.

— Вы говорите, что сегодня креативность — это навык, который должен быть у каждого управленца и чиновника. Почему именно сейчас умение мыслить нестандартно стало таким важным?

— Жизнь меняется в очень быстром темпе, и традиционные подходы уже перестают работать так, как работали раньше, в эпоху сырьевой экономики. Сегодня перед регионами стоят задачи не только увеличить доходы бюджета, но и решить огромное количество социальных проблем, привлечь людей с новым мышлением, создавая новые рабочие места в креативных индустриях. Поэтому креативность — это умение видеть нестандартные решения и применять их, повышая капитализацию территории и эффективность всех сфер. Это навык, который можно и нужно развивать во всех управленческих звеньях.

— Вы вводите понятие комплексного продюсирования территорий. Что это значит и чем этот подход отличается от классических методов управления регионом?

— Продюсирование — это стратегия и тактика последовательных шагов, когда под руководством продюсера создается команда, собирается конструкция из ресурсов региона, федеральных средств и бизнеса для того, чтобы запускать реальные проекты, которые решают насущные задачи региона и двигают его к лидерству в креативной экономике страны. Это не просто техническое выполнение задач, а создание живой экосистемы инноваций и производства, готовой конкурировать на национальном и международном уровнях, внедрять новые технологии в управление территориями, осуществлять комплексное продюсирование регионов. АНО «Креативная экономика» давно занимается комплексным продюсированием регионов и креативных отраслей, и сейчас это становится очень важной функцией в силу развития нового типа экономики.

— Какие этапы включает продюсирование и как они реализуются на практике?

— Все начинается с глубокой аналитики — погружения в контекст и исследование региона, совместной выработки гипотез развития, которая проводится совместно с губернатором и его командой. Затем идет большая стратегическая сессия с участием всех заинтересованных сторон: Правительства, бизнеса, креативного сообщества, экспертов. В ходе нее формируются ключевые направления и дорожная карта с конкретными задачами и ответственными. Далее — создание рабочих групп, проведение хакатонов, обмен экспертизой и формирование портфеля проектов, которые презентуются на «Российской креативной неделе» региона.

— Как креативные индустрии влияют на традиционную экономику регионов? Могут ли они действительно изменить структуру экономики?

— Они уже меняют, и это заметно даже в регионах с развитой сырьевой промышленностью. Креативные индустрии создают новые виды добавленной стоимости и новые рабочие места. Например, Москва от креативной экономики получает 3,3 триллиона рублей, Красноярск — более четырех процентов ВРП. Мы видим, что креативность влияет и на сельское хозяйство, и на туризм, и на другие отрасли, создавая комплексные эффекты. В масштабах всей страны вклад креативных индустрий к 2030 году должен достигать шести процентов ВВП и обеспечивать занятость 15 процентов населения. Это абсолютно реальные цифры, и я не сомневаюсь, что креативному сектору удастся выполнить это поручение президента.

— Кто сегодня является главным продюсером региона? И как изменяются роли губернаторов в новой экономической реальности?

— Главным продюсером региона, по сути, всегда был губернатор. Сейчас его роль становится еще более многогранной: он становится фронтменом для региона в креативной экономике. Важно, что губернаторы понимают важность этого направления, многие из них — активные участники креативных индустрий. Например, губернатор Якутии Айсен Сергеевич Николаев ставит задачу диверсифицировать экономику региона, развивая именно креативные индустрии, а не только сырьевой сектор, новые подходы применяют губернатор Красноярского края Михаил Михайлович Котюков, губернатор Нижегородской области Глеб Сергеевич Никитин.

— Какие социальные эффекты дает развитие креативной экономики для территории?

— Развитие креативной экономики — это не только экономика, но и социум. Привлечение креативных людей меняет город и регион. Креативный класс — это примерно один-три процента населения, это активные, драйвовые люди. На сессии «Комплексное продюсирование регионов» в процессе обсуждения даже сформировался тезис — «человек градообразующий», это очень емкое определение, на мой взгляд. Они задают тон, создают новые смыслы и ценности. Креативность становится общей ценностью, которая помогает молодежи видеть перспективы, формирует социальное единство и повышает суверенитет страны.

— Как вы видите перспективы и вызовы развития креативной экономики в российских регионах?

— Перспективы огромные. Россия — страна с уникальным творческим потенциалом, и креативная экономика способна стать основой глобального интеллектуального лидерства. Вызовы связаны с тем, что нужно быстро перестроить мышление управленцев, обучить их новым методам, обеспечить взаимодействие всех звеньев власти, бизнеса и общества. Это комплексная задача, но мы уверены: систему продюсирования территорий мы выстроим в ближайшие годы, а результаты не заставят себя ждать.

— Что бы вы хотели пожелать регионам и их руководителям, которые только начинают путь к развитию креативной экономики?

— Верьте в себя и свою способность творить новое. Не бойтесь менять традиционные методы управления, продюсируйте свой регион, присоединяйтесь к «Российской креативной неделе», рассчитывайте на экспертизу и партнерство. Креативная экономика — это шанс для каждого региона стать заметным, конкурентоспособным и социально устойчивым. Начинайте с малого, создавайте сообщество, запускайте проекты — и результаты придут.

Читайте нас в Дзен