Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Что делать с ямальским школьником?

В Госдуме объяснили, как Стратегия развития образования исправит мировоззрение учащихся

21.11.2017 18:43

Автор: Ольга Шульга

Что делать с ямальским школьником?

Фото: Deutscher Bundestag / Achim Melde

Выступление 16-летнего подростка из Нового Уренгоя в парламенте Германии, во время которого он назвал солдат вермахта «невинными жертвами», а битву под Сталинградом — «Сталинградским котлом», — вызвало всплеск возмущения в Сети. Произошедшее — лишь одно из следствий отсутствия в России общей Стратегии развития образования, указали депутаты в ходе «парламентских слушаний» в Госдуме.

Депутаты хотят посмотреть в глаза учителям подростка из Нового Уренгоя

Ученики из Нового Уренгоя 19 ноября принимали участие в траурном мероприятии в Бундестаге и получили возможность сделать доклад о своём видении истории Второй мировой войны. Один из подростков рассказал о тяжёлой судьбе одного из немецких военнослужащих, который вместе с другими солдатами «был окружён советской армией в так называемом Сталинградском котле и погиб в советском плену от «невыносимых условий». Побывав на братской могиле немецких солдат в Челябинской области, школьник увидел могилу «невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать». «Они испытывали невероятные трудности во время войны», — констатировал гимназист.

Патриотами не рождаются…

После такой трактовки событий Великой Отечественной войны департамент образования Нового Уренгоя начал служебную проверку в гимназии, где учится подросток.

«В выступлении школьника из Нового Уренгоя в Берлине проявились многие проблемы российского образования», — уверен председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Парламентарий считает, что в 16 лет «можно думать над тем, что говоришь и пишешь, тем более представляя свою страну за границей». «Но я хотел бы посмотреть в глаза учителю истории и обществознания, а также руководства этой гимназии», — сказал Никонов на парламентских слушаниях в Госдуме.

В то же время депутат признал: на международных конференциях, в том числе высокого уровня, ему не раз доводилось слышать от российских участников «подобного рода идеи». «Причём эти участники не то, что учились в школе, а обладали учёными степенями кандидатов, докторов наук, — подчеркнул парламентарий. — Ещё недавно подобного рода мысли можно было прочесть и в учебниках истории, которые использовались в наших школах, до сих пор это, к сожалению, можно прочесть в огромном количестве литературы, научных исследованиях. У нас немало книг, где содержатся намного более чудовищные вещи, чем те, что сказал мальчик из Нового Уренгоя».

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский указал на «две спорные фразы» в выступлении школьника — «невинные жертвы» применительно к солдатам вермахта и «котёл» при описании битвы под Сталинградом. «Он назвал «невинными жертвами» немецких солдат. Ему не объяснили, что это были солдаты армии, которая захватила весь мир, и Нюрнбергский трибунал осудил их», — подчеркнул депутат.

По словам парламентария, если бы школьник описал произошедшее другими словами, к примеру, «погибшие по вине правительства фашистской Германии», его доклад был бы воспринят по-другому. «Можно жалеть людей, погибающих на войне, но нужно смотреть, как они оказались на фронте и что там делали, — отметил Жириновский. — Иначе пройдёт лет 30 и какой-нибудь школьник будет жалеть тех, кто воевал на стороне ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России — прим. ред.) в Сирии».

У нас немало книг, где содержатся намного более чудовищные вещи, чем те, что сказал мальчик из Нового Уренгоя.

При этом парламентарий призвал прекратить обвинять в произошедшем одного только школьника. «А то мы доведём его до самоубийства — зайдёт в Интернет, посмотрит, что там творится, а ему всего 16 лет», — сказал Владимир Жириновский.

Заступился за ямальского школьника и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, «экзальтированная травля» подростка совершенно непонятна, ведь очевидно, что ученик «не имел в виду ничего плохого и он очень волновался». «Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах, считаю неверным», — цитирует представителя Кремля РИА «Новости». Вместо этого, по его мнению, стоит «сосредоточиться на вопросах образования». 

Зачем России Стратегия развития образования

По словам Вячеслава Никонова, пришло время для «серьёзного разговора» о Стратегии развития образования в стране. «Был принят закон о стратегическом планировании, — напомнил парламентарий. — Появляются самые разные стратегии. А Стратегии развития образования нет до сих пор».

Депутат указал на то, что отдельными программными документами охвачены лишь некоторые сферы образования, но «не всё поле в целом». «Некоторые отрасли вообще не охвачены стратегическим планированием», — подчеркнул он. В частности, это дошкольное и непрерывное образование.

В Госдуме считают неправильным делать героев из революционеров

Исправить эту недоработку необходимо как можно скорее, уверен депутат. В противном случае можно будет забыть не только о модернизации экономики, но и о своевременной подготовке кадров, которые будут необходимы рынку труда через несколько лет. «Для того чтобы подготовить специалиста со средним специальным образованием, начиная с детского сада, надо 17 лет, специалиста с высшим образованием — 19 лет, — пояснил Вячеслав Никонов. — Если сегодня решим провести какие-то изменения в системе образовании, то «готовых» специалистов мы увидим только в конце 30-х годов».

По словам законодателя, каждые два года объём знаний, накопленный человечеством, удваивается. «Дальше этот процесс пойдёт быстрее. Кардинальным образом меняется картина на рынке труда. Будут исчезать самые массовые профессии в нашей стране. В частности, есть прогнозы, что исчезнут такие профессии, как водитель — машинами будет управлять искусственный интеллект, и продавец. Зато колоссальное будущее за 3D-технологиями, но сейчас в системе российского образование таких специалистов не готовят».

На то, что у работодателей есть вопросы к подготовке выпускников вузов, указала и заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова. По её словам, в столице проводился специальный проект, во время которого выпускники некоторых вузов добровольно сдавали квалификационный экзамен. «Этот экзамен проводился совместно с работодателями, — рассказала она. — Работодатели готовы были предоставить рабочие места тем выпускникам, которые успешно прошли испытание. Однако из всего числа участников только пять процентов получили предложения о работе».

Грамотно выстроенная система образования в стране — это вопрос национальной безопасности, — уверен первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин«Давно доказана прямая связь между образованием и модернизацией страны», — подчеркнул он. — В то же время количество инноваций в современной России сократилось в пять — семь раз по сравнению с тем, что было во времена СССР».

Можно жалеть людей, погибающих на войне, но нужно смотреть, как они оказались на фронте и что там делали.

По мнению Олега Смолина, при разработке Стратегия развития образования необходимо предусмотреть несколько «принципиальных моментов». Первый из них — увеличение финансирования отрасли. «По данным Высшей школы экономики, в настоящее время государственные расходы на образование составляют 3,6 от ВВП, — сказал депутат. — Нужно семь процентов. Мировой опыт показывает, чем больше стране нужна модернизация, тем выше должны быть

Также парламентарий предложил уделять больше внимания статусу педагогического работника. «По данным ОНФ, в 75 регионах указ президента о повышении оплаты труда учителям не исполняется, разрыв в уровне учительских зарплат от региона к региону — 4,8 раза: от 20 до 96 тысяч рублей, при этом средняя нагрузка на учителя 28 уроков в неделю при норме 18 часов», — подчеркнул он.

Кроме того, Олег Смолин выступил с инициативой сравнять зарплату учителей не только со средней по региону, а со средней по стране. И позаботиться о том, чтобы выплачивались эти деньги за одну ставку.