Все о пенсиях в России

12:18Депутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

два дня назадВолодин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

два дня назадДепутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

Таксистов предложили распознавать по голосу

Биометрическая система идентификации перевозчиков не решит назревшие проблемы в сфере такси, считают эксперты

09.08.2021 17:32

Автор: Геннадий Мельник

Таксистов предложили распознавать по голосу
  © Ведяшкин Сергей / АГН Москва

Работников «руля и шашечек» хотят обязать сдавать свои биометрические данные, чтобы агрегаторы могли отсекать вход в систему пользователям, не имеющим разрешения на работу в сфере пассажирских перевозок. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Ещё ранее столичные власти анонсировали  запуск с 14 августа программы учёта рабочего времени водителей такси, для чего им следует создать цифровой профиль.

По словам парламентариев и экспертов, для регулирования отрасли нужен новый профильный федеральный закон - подзаконные акты, в том числе региональные, лишь запутывают ситуацию на рынке.

Ты узнаешь его из тысячи

Минцифры разработало проект постановления Правительства, которым предлагается собирать биометрические данные (фото и запись голоса) у водителей такси и каршеринга. Документ определяет случаи сбора и обработки таких данных для идентификации и аутентификации в информационных системах организаций. Если новые правила одобрят, они вступят в силу с 1 января 2022 года.

Сетчатку глаза нужно беречь как зеницу ока

В конце прошлого года в России был принят закон об использовании Единой биометрической системы (ЕБС) для удалённой идентификации при получении широкого спектра финансовых и государственных услуг. При помощи биометрии можно взять кредит, открыть счёт или снять наличные в банкомате, «лицом» можно заплатить за покупки, а также дистанционно подписывать документы. При этом законом запрещено отказывать в обслуживании клиентам, не давшим согласие на передачу своих данных в систему. В связи с этим для самих работников такси, которые и так ежедневно проходят проверку личности в приложении смартфона, смысл нововведения малопонятен.

«Думаю, идея сбора данных носит какой-то позитивный настрой, но мне неясно - какой», — рассказал «Парламентской газете» глава Межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.

По словам депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, если нововведение направлено на борьбу с фейковыми аккаунтами таксистов, то её реализация может вместо решения одной проблемы породить другую.

«Прежде чем собирать биометрические персональные данные, надо научиться их хранить, — пояснил он. — Вместо этого мы постоянно слышим сообщения от МВД об утечках персональных данных, в том числе в банковской сфере».

Цифровой профиль

Лысаков напомнил, что цифровизацию такси пытаются проводить и на региональном уровне. Ранее столичные власти анонсировали запуск системы аналитики времени работы водителей такси. Она должна была заработать с 1 августа, но старт перенесли на две недели. Всем таксистам следует создать в этой системе свой цифровой профиль. Зарегистрироваться там могут только водители со стажем от трёх лет с действующими правами и разрешением на перевозку пассажиров и без судимостей за тяжкие преступления.

Оба нововведения приведут к росту цен для конечного потребителя, уверен Вячеслав Лысаков.

«Попытка надеть уздечку на таксистов закончится тем, что начнётся их отток из легального сектора, — пояснил депутат. — Москвичи начнут забывать, что когда-то такси приезжало к ним за пять — семь минут. Паузы будут больше, а стоимость услуги всё выше».

По данным Межрегионального профсоюза «Таксист», за несколько дней до планируемого запуска системы контроля частных извозчиков в ней зарегистрировано лишь 20 процентов от их общего числа.

Общественному транспорту предписали кондиционеры

«Одни ждут 14 августа, другие уходят работать в другие сферы», — рассказал Ярослав Щербинин.

По его словам, система сырая и недоработанная, регистрация в ней занимает от четырёх до семи дней. К тому же она периодически зависает и плохо интегрируется с другими системами, управляющими таксопарками.

«Медики и механики забивают данные вручную, — перечисляет недостатки эксперт. — Нет обратной связи: в случае внесения некорректных данных система не указывает на ошибку. Но самое главное - нет нормативной базы, обязывающей использовать эту систему».

Где федеральный закон?

Пока не принят федеральный закон о такси, предлагать подзаконные акты, в том числе региональные, преждевременно, полагает депутат Лысаков.

«Сейчас отрасль фактически без законодательного регулирования. Старый закон уже давно не соответствует современным вызовам и требованиям», — сказал он.

В 2019 году группа сенаторов во главе с первым вице-спикером палаты регионов Андреем Турчаком внесла в Госдуму свой проект закона, регулирующий рынок пассажирских автоперевозок.

Читайте также:

• За руль такси без опыта вождения могут не пустить • Водителям грозит ещё один штраф с дорожных камер

«Документ отвечал современным требованиям, в нём учитывались и самозанятость, и цифровизация отрасли, — напомнил Лысаков. — Однако профильный комитет вернул проект разработчикам».

Как рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, заместитель главы Совета по развитию цифровой экономики при палате регионов Ирина Рукавишникова, отрасль таксомоторных перевозок давно уже нуждается в принятии отраслевого федерального закона, который бы урегулировал все ключевые правила работы этого огромного рынка.

По её словам, сейчас идёт активная работа над новым законопроектом «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К ней привлечены сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители Минэкономразвития, Минтранса и отрасли. Сроки внесения документа в Госдуму не уточняются.