Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Приостановка участия России в договоре СНВ-3 закреплена законом

Решение о возобновлении действия договора может принять только глава государства

Тема: Пленарное заседание Госдумы 22 февраля 2023 года

22.02.2023 17:42

Автор: Никита Вятчанин

Приостановка участия России в договоре СНВ-3 закреплена законом
  © Пресс-служба Минобороны РФ/РИА Новости

Систематические и грубые нарушения американской стороной положений договора между РФ и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), а также фактический отказ Вашингтона от сотрудничества с Москвой в сфере безопасности — таковы главные причины, по которым 22 февраля Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил президентский закон о приостановке участия нашей страны в договоре. Закон предусматривает, что решение о возобновлении участия нашей страны в СНВ-3 может принять только глава государства.

США жульничали с цифрами

Приостановить участие России в действующем российско-американском договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) — о таком решении 21 февраля сообщил Владимир Путин во время своего ежегодного Послания Федеральному Собранию. В тот же день соответствующий законопроект был внесен президентом в российский парламент.

На пленарном заседании 22 февраля Госдума приняла внесенный документ единогласно. Аргументы в пользу этого привел приглашенный в Госдуму замглавы МИД Сергей Рябков. По его словам, сегодня из-за взятого Западом курса на усиление конфликта на Украине создается принципиально новая обстановка в сфере безопасности. Как отметил дипломат, в Вашингтоне не скрывают намерений нанести России стратегическое поражение и подстегивают напряжение поставками вооружений Киеву.

Главной же причиной приостановки договора СНВ-3, как пояснил Рябков, стало то, что Вашингтон давно и грубо нарушает ключевые положения документа о количественных ограничениях на вооружение сторон, об этом Россия не раз указывала американцам, что игнорировалось в США.

Как отметил в своем телеграм-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин, в Вашингтоне, прекратив соблюдать взятые на себя обязательства и отвергнув предложения нашей страны по вопросам глобальной безопасности, фактически разрушили архитектуру международной стабильности. «Членам конгресса США необходимо осознать созданную по вине Байдена ситуацию, а также возможные ее последствия», — предупредил Володин.

В Совете Федерации также единодушно поддержали президентский закон. Спикер палаты регионов Валентина Матвиенко заметила, что понятия «доверие», «партнерство», «неделимая безопасность», которые определяли дух договора, из-за нарушений США положений СНВ-3 превратились в пустые слова. И сегодня вопрос о приостановлении участия России в этом важнейшем соглашении, подчеркнула спикер, наши законодатели рассматривают на фоне ежедневных расстрелов американскими ракетами мирных объектов Донбасса — больниц, школ, домов культуры, торговых площадей.

Как отметил вице-спикер палаты регионов Константин Косачев, позиция России в отношении СНВ-3 не изменилась, соглашение отвечает глобальным интересам безопасности. Но изменились подходы США — в Вашингтоне попросту перестали выполнять свои обязательства и даже стали, по словам Косачева, жульничать с цифрами (например, когда попытались вывести более 100 средств СНВ за пределы договора).

Но более важным является то, что США объявили своей задачей военное поражение нашей страны. При упрямом курсе США на жесткое противостояние с Россией, как отметил на заседании экс-посол России в США сенатор Сергей Кисляк, договор не отвечает своим целям по укреплению международной безопасности.

История сдерживания гонки вооружений

Впервые о сдерживании ядерных вооружений наша страна стала договариваться с Америкой при генсеке ЦК КПСС Леониде Брежневе, такие соглашения заключались им с президентами США Ричардом Никсоном и Джимми Картером (в 1972 и 1979 году соответственно). После большого перерыва к той же теме вернулись лишь 1991 году, когда Михаил Горбачев и Джордж Буш — старший подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который действовал до декабря 2009 года. В 1993 году была попытка заключить договор СНВ-2, документ хоть и был подписан Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном, но в итоге не вступил в силу. После выхода в 2002 году США из договора по ПРО в мае того же года президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш — младший заключили Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Согласно ему, к 2012 году максимальный уровень общего количества боезарядов не должен был превышать 2200 единиц.

На смену этому документу пришел действующий по сей день Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, который известен как СНВ-3 или ДСНВ. Он был подписан президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге (Чехия) и вступил в силу в феврале 2011 года. При его ратификации появился ряд оговорок. В частности, сенаторы США установили, что договор не ограничивает развертывание американских систем ПРО в Европе. А парламентарии нашей страны определили, что Россия оставила за собой право выйти из соглашения, если такие системы будут представлять угрозу нашей стране. 

Андрей Картаполов: США не в силах ответить на приостановку Россией участия в ДСНВ

Изначально документ был рассчитан на 10 лет (до февраля 2021 года) с возможностью его продления еще на пять лет максимум. При президенте Трампе США игнорировали предложения России о пролонгации СНВ-3, однако новая администрация Байдена, пришедшая в Белый дом в 2021 году, продлила договор до февраля 2026 года.

Договор предусматривает сокращение СНВ для каждой стороны до 700 единиц развернутых баллистических ракет (по СНВ-1, к примеру, их количество ограничивалось 1600 единицами) и до 1550 единиц боезарядов на них; до 800 единиц пусковых установок для таких ракет. Под действие договора также подпадают не только имеющиеся, но и вновь построенные стратегические наступательные вооружения. Заметим, что количество развернутых ядерных боезарядов у США на момент вступления СНВ-3 в силу в 2011 году превышало установленный лимит — 882 единицы. У России таких боезарядов тогда было всего 521.

Один из пунктов договора СНВ-3 — запрет на базирование таких вооружений за пределами национальной территории. Впервые было введено понятие «неразвернутых» носителей для баллистических ракет, а вне учета остались ядерные боезаряды на складах. В рамках договора предусмотрена работа совместных консультативных комиссий. Также сторонами должны проводиться согласованные проверки стратегических вооружений с выездом на базы межконтинентальных баллистических ракет, базы подводных лодок и на авиабазы. Всего в год количество таких инспекций может достигать 18.

Читайте также:

• Ковидити прокомментировала закон о приостановке участия России в ДСНВ

НАТО одной Америкой не ограничивается

По состоянию на начало 2022 года примерный ядерный паритет между Россией и США сохранялся, таково мнение экспертов. При этом Россия лишь по одному ключевому показателю (по количеству ядерных боезарядов) превышает американские цифры (1549 против 1420). При этом ударный потенциал западной «ядерной тройки» (США, Великобритании и Франции) на сегодня превышает аналогичные возможности России. Так, количество боезарядов на развернутых носителях в странах НАТО составляет 2144 единицы, в нашей стране — 1588 единиц. Впрочем, Россия обгоняет страны альянса по количеству боезарядов на хранении (2889 против 2034).

Спустя полгода после начала специальной военной операции, в августе 2022 года Россия информировала США о том, что выводит на время свои объекты из-под инспекторского контроля, предусмотренного СНВ-3. Причиной такого решения, которое в МИД России назвали вынужденным, стали незаконные антироссийские санкции. Они, в частности, фактически блокировали возможности России осуществлять проверки в рамках договора на территории США. При этом для американской стороны все оставалось по-прежнему, что создавало для Вашингтона односторонние преимущества.

Чуть позже, в декабре 2022 года, Россия отказалась вести плановые консультации с США по СНВ-3 в Каире (Египет), так как Вашингтон поставляет вооружения Украине. При этом в МИД России заявили, что Россия не прекращала диалог с американской стороной по договору, осознавая его важность.

Решение Президента России приостановить участие в СНВ-3 стало для Запада неожиданным. Как заявил «Парламентской газете» сенатор Владимир Джабаров, там не думали, что Москва будет действовать столь решительно, а нервная реакция Запада показала, что решение нашего президента попало в точку.