Деструктивный контент как скрытая угроза — уроки трагедии в Одинцово
Трагедия в школе поселка Горки-2 Одинцовского округа, где 15-летний подросток напал с ножом на учеников, унеся жизнь 10-летнего ребенка и ранив других, потрясла всю страну.
Нападавший, по информации СМИ, приверженец деструктивного молодежного течения с ультраправыми и ксенофобными взглядами, тщательно готовился. Написал 11-страничный манифест «Мой гнев», вдохновленный идеями колумбайнеров. Разрисовал каску нацистскими цитатами и отсылками к массовым убийствам в США. Например, слово «Sygaown» — ссылка на расстрел в Баффало 2022 года. Он снимал селфи на фоне жертвы и распространял материалы в чатах. Это не внезапный срыв, а результат длительного погружения в токсичный онлайн-контент, пропагандирующий ненависть, насилие и антигуманизм.
На площадке Госдумы мы неоднократно обсуждали угрозу деструктивного контента для психического и духовного здоровья детей. Интернет стал полем идеологической войны, где под видом «свободы слова» насаждаются чуждые ценности. Агрессия, расизм, культ смерти. Подросток из Горок-2 — последствие этой войны. Его радикализация произошла через доступный деструктивный контент. Манифесты колумбайнеров, ультраправые сообщества, видео и мемы, романтизирующие насилие. Такие материалы искажают восприятие мира, разрывают связь с традиционными ценностями, подменяя добро ненавистью.
Похожую механику Запад использует и в видеоиграх, которые являются одним из самых мощных инструментов пропаганды. Подростки тратят безумно много времени на видеоигры, фактически живут в них, вживаясь в роль персонажей, думая и действуя, как они. Это позволяет удобно насаждать деструктивные модели поведения. Все эти игры пропитаны жестокостью и реалистичными сценами насилия, но при этом это никак не регулируется у нас. Например, существуют игры вроде «School Shooting», где игрок должен стрелять в школе по детям и учителям, что нормализует такое поведение в сознании.
Более того, западная игровая индустрия активно изображает Россию в образе агрессивного, варварского государства. Так, в популярной серии Call of Duty есть миссия, где игрок в роли члена «ультранационалистической» русской группировки расстреливает пассажиров московского аэропорта. Русские часто становятся главными антагонистами в западных шутерах наравне с террористами. Это элемент гибридной войны, формирующий поколение, оторванное от реальности и враждебное своей стране.
В отличие от нас, в других странах такие угрозы регулируют строже. В Китае, например, все сцены с кровью в играх заставляют перекрашивать в зеленый. В Великобритании вводят систему возрастной верификации и фильтров, чтобы вредный контент, включая насилие и порнографию, был недоступен детям. По сути, создавая защищенное онлайн-пространство для несовершеннолетних.
Сегодня в России отсутствуют инструменты психолого-педагогического контроля за таким контентом. Ни в онлайн-пространстве, ни в видеоиграх. Трагедия в Горках-2 — это сигнал, что нужны срочные меры.
Необходимо ввести обязательную психолого-педагогическую экспертизу детского контента, включая видеоигры. Отсекать токсичные материалы. Разработать маркировку. Усилить контроль платформ, блокировать деструктивные сообщества. Поддержать отечественных производителей социально ответственного контента налоговыми льготами и грантами.
Государство, эксперты и общество должны объединиться для защиты детского сознания. Будущее детей — в здоровых ценностях дружбы, взаимопомощи и патриотизма, а не в ненависти из токсичного интернета.
Ещё материалы: Яна Лантратова





