Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Небо над Москвой решили избавить от пробок

Самолёты начнут летать без жёсткой привязки к маршрутам, что сэкономит пассажирам время, а авиакомпаниям — деньги. Шуметь, правда, лайнеры меньше не станут

22.06.2020 16:54

Автор: Геннадий Мельник

Небо над Москвой решили избавить от пробок
фото: АГН Москва

В целях разгрузки воздушных гаваней столицы Минтранс предложил внедрить гибкую систему использования неба над московским регионом, где полёты судов разрешат без жёсткой привязки к маршрутам. Авиакомпании смогут сэкономить на сокращении продолжительности полётов, а вот жители районов, прилегающих к аэропортам, по-прежнему вынуждены будут страдать от шума лайнеров, заходящих на посадку.

Как возникают заторы в воздухе

Проект постановления Правительства России опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Разработчики документа отмечают, что существующая структура воздушного пространства Московской зоны Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) концептуально сложилась в 70-х годах прошлого столетия. Она ориентирована на единого авиаперевозчика и выполнение полётов с аэродромов по географическому принципу. Кроме того, столичный регион характеризуется загруженностью воздушного пространства, повышенной конфликтностью и ограничением по росту пропускной способности.

Олег Пантелеев. Фото: Юрий Инякин / ПГ

Как рассказал «Парламентской газете» исполнительный директор Агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, несмотря на то, что воздушное пространство кажется бескрайним и свободным, в нём проложены воздушные трассы, которых и придерживаются пилоты авиалайнеров. Это обстоятельство точно так же, как и на автомобильных дорогах, порождает пробки.

В России предложили создать гибкую систему воздушного пространства

«В ряде случаев можно выстраивать более оптимальные маршруты следования судов, если немного отклоняться от этих жёстко заданных трасс — это так называемые естественные спрямления», — пояснил эксперт суть предложения Минтранса по гибкому использованию воздушного пространства.

Хаоса не произойдёт, убеждён эксперт. Вся координация взаимных перемещений и взаимного положения воздушных судов останется под контролем диспетчеров. Просто в ряде случаев у экипажей будет возможность запросить тот или иной манёвр, отклоняющийся от прописанных схем, а диспетчер может дать разрешение «срезать угол». Если будет ситуация, угрожающая безопасности полётов, например приводящая к опасному сближению воздушных судов, диспетчер на такой манёвр разрешение не даст.

«В целом практика спрямления маршрутов является передовой, и она хорошо отработана во многих странах мира, — отмечает Олег Пантелеев. — В тестовом режиме система проходит проверку и на территории России».

Практика спрямления маршрутов является передовой, и она хорошо отработана во многих странах мира

По мнению эксперта, так как появится возможность более гибко использовать воздушное пространство, то это его и отчасти разгрузит: меньше самолётов будет находиться в зонах ожидания перед посадкой, сократится и время ожидания взлёта в аэропортах. Внедрение гибкой системы позволит уменьшить продолжительность полёта и снизить расход топлива, что понравится авиакомпаниям, так как это существенно сократит их расходы.

Можно ли методикой снизить рёв самолёта?

Разработчики документа утверждают, что в ряде случаев у самолётов появится возможность маневрировать, чтобы обойти те или иные районы жилых построек, где повышенный уровень шума нежелателен. Но объективности ради, возможности для применения таких манёвров минимальны, говорит Олег Пантелеев.

«Когда вы маневрируете за 30-40 километров от аэродрома, у вас определённая свобода есть, но при приближении к месту посадки эта свобода заканчивается, — пояснил эксперт. — На посадочной траектории ни вправо, ни влево уже не двинешься».

К сожалению, с этой точки зрения позитивных изменений от предложенных изменений в Федеральные авиационные правила не ожидается. Проблемы жителей Митина, Лобни, Тушина, Голикова, Красногорска, Химок так и останутся.

В феврале этого года ряд СМИ сообщил о том, что в Московской области прошла серия одиночных пикетов — недовольство жителей  прилегающих к аэропортам территорий вызвали пролёты самолётов на низкой высоте над городами. Люди жалуются на последствия изменений воздушных трасс после введения в строй новой взлётно-посадочной полосы в Шереметьеве. Самолёты стали летать очень низко над домами, из-за чего жители не могут уснуть по ночам и постоянно чувствуют неприятный запах.

На время ограничений авиаперевозок, вызванных пандемией нового коронавируса, острота проблемы несколько снизилась. Но сейчас весь мир начал постепенно возвращаться к привычной жизни, а значит, что скоро привычный шум вернётся в прилегающие к аэропорту города и посёлки.

«Постоянный авиационный шум наносит огромный вред здоровью, — сказал ранее «Парламентской газете» бывший главный санитарный врач РФ, депутат Госдумы Геннадий Онищенко. — Это прежде всего заболевания сердечно-сосудистой системы, это и неврозы, и нарушения сна, и многое другое, что может привести к серьёзным расстройствам».

Однако вместо защиты людей от вредного для здоровья рёва авиационных двигателей, власти решили снизить его, изменив методику оценки уровня шума. Согласно проекту приказа Роспотребнадзора, замеры шума теперь будут проводиться по так называемому эквивалентному уровню — среднему по времени. При таких расчётах приаэродромные территории аэропортов, где ограничено жилое строительство, могут сократиться в несколько раз. Так, у Шереметьева по действующему СанПиНу она составляет 160 тысяч гектаров, а при оценке по эквивалентному шуму она сузится до 45 тысяч гектаров. У Внукова территория сократится со 184 тысяч до 61 тысячи гектаров, а у Домодедова — с 298 тысяч до 50 тысяч гектаров. Таким образом, изменение санитарных норм по расчёту шумового воздействия позволит обеспечить застройку вокруг аэропортов.

«Эта методика, безусловно, избыточна и конъюнктурна. Она принимается в пользу эксплуатантов воздушного транспорта, но никак не в пользу граждан», — возмущён Геннадий Онищенко. Он надеется, что проект приказа всего лишь «проба пера» с целью прощупать общественную реакцию, а в жизнь новые правила никогда не воплотятся.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5493

Ещё материалы: Геннадий Онищенко