Пенсионный возраст

НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ

В России предлагают создать Министерство муниципального развития

Новое ведомство поможет эффективнее развивать города и сельские поселения

В России предлагают создать Министерство муниципального развития

Фото:ПГ/Геннадий Михеев

Несмотря на то что Президент России Владимир Путин уже подписал указ о новом Правительстве, эксперты продолжают озвучивать идеи о совершенствовании структуры кабмина. Например, специалисты отмечают, что качественно и планомерно заниматься развитием муниципальных образований, отвечать за их полномочия, контролировать финансовое обеспечение и совершенствование механизмов общественного самоуправления должно федеральное Министерство по развитию городов. Такое мнение в кулуарах прошедшего 18 мая в Москве на площадке Госдумы Общероссийского конгресса муниципальных образований высказали участники форума из разных регионов России.

Зачем городам федеральное министерство?

Функция координатора развития регионов и, соответственно, городов и селений в кабмине ранее была закреплена за Минрегионразвития. Однако в 2014 году Президент России Владимир Путин упразднил ведомство. Нецелесообразным дальнейшее существование министерства объяснили тем, что значительная часть его компетенций оказалась распределена между Министерством по развитию Дальнего Востока, Министерством по делам Крыма и Министерством по развитию Северного Кавказа. Оставшиеся полномочия поделили между собой Минэкономразвития, Минстрой и Минкультуры.  

Органа, который специально вырабатывает и реализует политику местного самоуправления, до сих пор не создано.

Министр территориального развития Камчатского края Сергей Лебедев убеждён, что пришло время вернуть министерство на место. С той лишь оговоркой, что заниматься оно будет не регионами, а муниципальными образованиями, в которых проживает подавляющая часть граждан России.

«У нас своего министерства нет. Раньше было хромое Минрегионразвития, но никто прежде толком муниципальным развитием на федеральном уровне не занимался. Органа, который специально вырабатывает и реализует политику местного самоуправления, до сих пор не создано. Этим занимаются все в свободное от работы время. Пойди, найди, кто занимается местным самоуправлением? Квест с неизвестным решением. А мне хочется ходить на поклон туда, где меня понимают. В наше, специальное министерство, куда я могу обратиться за помощью и советом», — пояснил свою позицию камчатский министр.

«Люди играют на скрипке — у них есть своё Министерство культуры. А тут люди занимаются сложнейшими вопросами обеспечения жизни деревни, района, города — у них нет своего министерства», — добавил недоумения Лебедев.

Сегодня муниципальный служащий, по словам чиновника, должен не просто решать жизненно-важные вопросы поселения, но и превосходно разбираться в законодательстве, так как все закупки проходят в рамках ФЗ 44 о госзакупках, в тонкостях которого способен разобраться не каждый юрист. В малых населённых пунктах таких специалистов, мягко говоря, не хватает. Все более-менее квалифицированные кадры уезжают. Поэтому одновременно с созданием отдельного министерства Лебедев предлагает принять и федеральный закон, повышающий престижность профессии муниципального служащего, которая в последние годы падает.

«Особенно это актуально для небольших поселений. Сегодня муниципальный служащий при наличии сомнительных иллюзорных прав и скромных доходов имеет кучу обязанностей. Он должен сдавать декларации, не участвовать, не состоять… В итоге многие талантливые люди просто уходят. У нас 22 депутата сдали свои мандаты по этой причине», — посетовал он.

Идею создания «муниципального министерства» одобряет и член президиума Общероссийского конгресса муниципальных образований Александр Кузнецов. Скопившиеся в муниципалитетах вопросы, считает он, было бы проще решать предметно и компетентно на федеральном уровне.

Сегодня муниципальный служащий при наличии сомнительных иллюзорных прав и скромных доходов имеет кучу обязанностей.

«Есть наш общероссийский Конгресс — влиятельная организация, куда входят все муниципальные образования России. Мы, по сути, лоббисты муниципалитетов, но мы — общественная организация. У нас не так много полномочий, чтобы оперативно решать какие-то проблемы на уровне Правительства. А министерство и его руководитель смогли бы решать возникающие вопросы системно», — подчеркнул он.

С такой постановкой вопроса согласна и Глава ассоциации муниципальных образований Саратовской области Людмила Жуковская. Она замечает, что политика государства за последние годы развернулась в сторону муниципалитетов, «но координирующий орган лишним бы точно не был бы».

«Идею создания какого-то центра — министерства или иной структуры, — который бы занимался конкретно муниципальной политикой, считаю целесообразной. Это было бы правильно на федеральном уровне», — сказала она, добавив, что объективно за последние годы число проектов, направленных на развитие городов и малых населённых пунктов со стороны Федерации, значительно выросло.

Муниципалитетам нужны правильные налоги

При всех заманчивых перспективах, связанных с созданием «муниципального министерства», замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, президент Конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев предлагает не торопиться.

«Конечно, теоретически — это интересное предложение. Возможно, такой орган мог бы формировать государственную политику в этой сфере, заниматься координацией муниципальных служб, корректировать нормативно-правовую базу. Но на практике это было бы крайне тяжело», — убеждён он.

В подтверждение своей правоты он приводит статистику, согласно которой все 22 тысячи муниципальных образований сегодня разделены в базовом ФЗ-131 на несколько категорий — от сельского поселения до городского округа.

«Мы не можем подходить к ним с похожими критериями. Там разный масштаб, структура, бюджет, способ замещения руководящих должностей, даже полномочия у местных властей — и те отличаются», — уточнил депутат.

В то же время законодатель убеждён, что основные текущие проблемы муниципалитетов, связанные с несоответствием расходных полномочий с доходами местных бюджетов, должны решаться с привлечением федерального Центра и парламента. Об этом он сообщил на общем собрании членов Общероссийского конгресса муниципальных образований.

Возможно, такой орган мог бы формировать государственную политику в этой сфере, заниматься координацией муниципальных служб, корректировать нормативно-правовую базу. Но на практике это было бы крайне тяжело.

Кидяев отметил, что 60 регионов своими законами дополнительно закрепили за сельскими поселениями вопросы местного значения. При этом общий объём средств, поступивших для исполнения таких полномочий, составил 20,3 млрд рублей, а реальные расходы превысили 34 млрд рублей.

«Порядка 40 процентов таких расходов в сельских поселениях не обеспечены дополнительными финансовыми ресурсами», — заметил Кидяев.

По его словам, причина недофинансирования местных бюджетов банальна: никто не знает, сколько денег нужно муниципалам для эффективного их исполнения, так как отсутствуют методики и нормативы расчёта расходных обязательств. Чтобы узнать, сколько нужно средств, надо понять, какие полномочия действительно выполняются и сколько они «стоят».

«Очевидно, что эффективная реализация муниципалами своих полномочий невозможна без достаточной экономической базы. Местные бюджеты нуждаются в увеличении доли налоговых поступлений. Есть предложения, за счёт чего она может быть увеличена. В первую очередь, специалисты говорят про НДФЛ по месту жительства, часть налога на прибыль (от одного до полутора процентов), часть транспортного налога, а также налог, взимаемый «по упрощёнке», — пояснил он.

Кроме того, пополнить местные бюджеты, по словам Кидяева, могут сборы на добычу общераспространённых полезных ископаемых (песок, щебень, глина), сбор на рекламу и местную символику, что особенно важно для исторических городов и поселений.

Чем занимается конгресс муниципальных образований?

Общероссийский конгресс муниципальных образований образован в 2006 году советами муниципальных образований субъектов РФ для организации диалога с органами федеральной власти и межмуниципального сотрудничества на международном уровне.

Конгресс является официальным органом, уполномоченным готовить доклад Правительству РФ о состоянии местного самоуправления в России.

В состав Конгресса входят: Ассоциация малых и средних городов России, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов Поволжья, Союз городов центра и северо-запада России, Ассоциация ЗАТО атомной промышленности.

Заключены партнёрские отношения с Всероссийским Советом местного самоуправления, Союзом российских городов, Международной ассамблеей столиц и крупных городов, Лигой здоровья нации.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Валерий Филоненко

Ещё материалы: Владимир Путин

Просмотров 1426

21.05.2018

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...