Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Регионы получат импульс к развитию

Толчком для субъектов станет сокращение финансовой нагрузки на 3,2 триллиона рублей

12.04.2018 11:33

Автор: Валерий Филоненко

Устранение ненужных полномочий позволит не только «разгрузить» региональные бюджеты, но и решить приоритетные задачи по пространственному развитию страны, о которых Президент России Владимир Путин говорил в своём Послании. В Совете Федерации в среду подвели промежуточный итог инвентаризации законов, чьи требования влекут за собой избыточные расходные обязательства субъектов РФ.

Отраслевое «творчество» пора прекращать

В настоящее время полномочия между различными органами власти регламентируются отдельным федеральным законом № 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ». Закон проводит чёткую грань между федеральными полномочиями, полномочиями, которые делегируются регионам и собственными полномочиями субъектов, финансирующих свои обязательства самостоятельно. При этом в законе оговаривается, что федеральный центр не может вмешиваться и определять объём региональных обязательств, которые на эти полномочия тратятся.

Мордовия ждёт реструктуризации госдолга

На первых порах нормативный акт выполнял свои функции вполне пристойно, вспоминает заместитель министра экономического развития Савва Шипов, но со временем, когда количество региональных полномочий с 41 выросло до 110, пропорционально увеличилось и число отклонений в принимаемых федеральных законах и подзаконных актах от базовых принципов, изначально заложенных в №184-ФЗ.

«В результате мы имеем огромное федеральное влияние на полномочия субъектов, за счёт чего стоимость осуществления полномочий регионов существенно возросла. При таком положении вещей на развитие регионов денег совсем не остаётся, а только на финансирование текущих расходов и обязательств. А это не соответствует основным задачам по развитию страны в целом», — пояснил Савва Шипов на заседании рабочей группы.

По словам замминистра, для минимизации неэффективных расходов региональных бюджетов на базе Минэкономразвития был создан штаб, в состав которого вошли представители 12 пилотных регионов. Были определены требования, которые влияют на исполнение регионами своих полномочий.

«В основу анализа легли 110 полномочий, закреплённых за регионами, которые были разделены на 15 сфер деятельности. В соответствии с разработанной методологией в рамках каждого полномочия проводилась инвентаризация всех правовых актов, которые оказывают влияние на их исполнение. В процессе анализа были выявлены неэффективные и дублирующие полномочия региональных властей, сформированы механизмы предварительной оценки и создана система мониторинга и оценки стоимости неэффективных полномочий», — пояснил замминистра.

В процессе анализа были выявлены неэффективные и дублирующие полномочия региональных властей.

При этом нужно понимать, пояснил Шипов, что 110 региональных полномочий — это только верхняя часть айсберга. Потому что имеется ещё отраслевое регулирование.

«Вместо того чтобы детализировать полномочия в №184-ФЗ, вводятся новые полномочия, которые неизвестно откуда берутся, такое своеобразное отраслевое творчество. Минюст насчитал 148 отраслевых полномочий, не увязанных с базовым №184-ФЗ», — заключил чиновник.

Замминистра пообещал завершить всю работу по инвентаризации российских законов до конца текущего года, но проекты поправок к ряду федеральных законов, исключающих неэффективные полномочия регионов и снижающие их зарегулированность, готовы уже сейчас.

Целесообразность — маркер нужности полномочий

При разработке практических рекомендаций выхода из сложной запутанной системы дублирующих и неэффективных полномочий ведомство решило не распыляться, а сосредоточиться пока на тех, что наиболее влияют на текущие расходы региональных бюджетов. Здесь всего три позиции: обеспечение жильём детей-сирот, уплата взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения и обеспечение населения лекарственными препаратами для лечения редких заболеваний.

Россия успешно прошла проверку кризисом

По первому пункту объём ежегодного финансирования по регионам составляет 100 миллиардов рублей. МЭР предлагает пересмотреть способ обеспечения жильём детей-сирот без предоставления его в собственность. То есть либо на условиях аренды, либо социального найма.

Что касается ОМС, то выполнение этого обязательства для регионов сегодня крайне затруднительно. По предварительным оценкам Минздрава, до 2020 года регионы должны направить на эти цели 715 миллиардов рублей. Минэкономразвития предлагает освободить субъекты от такой неподъёмной ноши и передать полномочия по оплате ОМС для неработающих граждан на федеральный уровень либо, как альтернатива, вовсе избавить регионы от такой обязанности.

Ответственность за лечение редких заболеваний ведомство также предлагает переложить на федеральный бюджет. На это потребуется 250 миллиардов рублей. По мнению экспертов, это вполне логично, так как общее число пациентов с редкими заболеваниями в ряде случаев не превышает одного процента от всех зарегистрированных в субъектах больных. При этом стоимость лечения одного пациента может доходить до 30 процентов от расходов бюджета на лекарственное обеспечение населения региона.

Дерегулирование региональных полномочий Минэкономразвития разделил на три блока. Во-первых, предлагается разграничить полномочия региональных и муниципальных властей при реализации программ дошкольного и общего образования, в сфере ветеринарного контроля и при регулировании работ по сохранению объектов культурного наследия. Во-вторых, планируется запретить федеральным органам власти вводить для регионов дополнительные полномочия. В-третьих, МЭР настаивает на исключении излишней детализации отдельных отраслевых приказов в сферах здравоохранения, образования, гражданской обороны и социальной сферы. Также предлагается увеличить минимальный возраст детей, которым может предоставляться дошкольное образование с двух месяцев до полутора лет.

Госдума и кабмин научились слышать друг друга

В то же время  законодательством сегодня не предусмотрена норма, которая жёстко устанавливала бы невозможность ведомственного нормотворчества по отношению к полномочиям субъектов. Поэтому основное «противоядие» от недальновидных отраслевых решений по расширению полномочий регионов МЭР видит в изменении правил. Предлагается рассматривать все нормативные акты, влияющие на расходы, с точки зрения их воздействия на развитие региона. Кроме того, считает Шипов, целесообразно запретить федеральным органам исполнительной власти устанавливать требования к собственным полномочиям регионов.

Главное — не увлекаться и слушать регионы

Дублирование полномочий и неэффективность их исполнения на региональном уровне сегодня беспокоит не только Правительство, но и законодателей. Совсем недавно по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко была создана рабочая группа, в задачу которой входит инвентаризация законов, чьи требования влекут за собой избыточные расходные обязательства региональных бюджетов.

На прошедшем в среду первом заседании рабочей группы сенаторы в целом положительно оценили проделанную Минэкономразвития работу. Однако ряд замечаний всё же высказали. Касались они, прежде всего, самого подхода к решению проблемы.

«Решения принимаются здесь, а ответственность за них будут нести региональное власти.

Так, по мнению руководителя рабочей группы, председателя Комитета палаты регионов по экономической политике Дмитрия Мезенцева, освобождать регионы от полномочий чисто механически по принципу экономической целесообразности неправильно. Это создаёт почву для будущих проблем.

«Решения принимаются здесь, а ответственность за них будут нести региональное власти. Если к ним обращаются люди, а они отказывают им, потому что «не уполномочены», притом что мы должны обеспечивать гарантированный стандарт уровня жизни, это порождает у людей недоверие», — уточнил он.

В свою очередь, зампред комитета Вячеслав Тимченко подчеркнул, что при формировании плана дерегулирования региональных полномочий следует учесть полномочия муниципалитетов, которые пока остались за бортом внимания специалистов МЭР. «Тогда мы будем иметь целостную картинку. А так пройдём четыре этапа и вернёмся к началу, потому что полномочия субъектов и местного самоуправления перетекают друг в друга», — сказал он.

К сожалению, сегодня 90 процентов предложений субъектов не учитывается вовсе, это неправильно.

Член Комитета Совфеда по экономической политике Юрий Важенин убеждён, что при последующей совместной работе нужно обратить внимание на позиции самих регионов. «В докладе Минэкономразвития я не услышал, как будут участвовать регионы в разработке рекомендаций, а они, безусловно, должны здесь быть. К сожалению, сегодня 90 процентов предложений субъектов не учитывается вовсе, это неправильно. Если и дальше будем так слушать регионы, то будем бегать по кругу», — заметил он.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Кравченко предложил пойти дальше: при передаче полномочий с федерального уровня на региональный необходимо требовать подтверждения источников финансирования Счётной палатой. «Когда Счётная палата подсчитает все расходы, даст согласие, принимается федеральный закон, учитывающий соответствующие бюджетные траты. А если этого не учесть в бюджете, мы всё равно вернёмся на круги своя: через межбюджетные отношения мы эти суммы не дополучим», — отметил сенатор.

Для того чтобы процесс дерегулирвования региональных полномочий протекал в более продуктивном ключе, Дмитрий Мезенцев предложил включить в рабочую группу представителей регионов и всех заинтересованных отраслевых министерств и ведомств. Представители МЭР с этим согласились.

По словам сенатора, устранение ненужных полномочий в будущем позволит не только уменьшить финансовую нагрузку на региональные бюджеты, но и решить первостепенные задачи по пространственно-государственному развитию страны, о которых Президент России Владимир Путин говорил в своём Послании. Для субъектов такая постановка вопроса сегодня более чем актуальна. Бюджеты многих регионов по-прежнему остаются дефицитными, и на их поддержку направляются субсидии из федерального бюджета. В 2018 году эта сумма составит 1 триллион 700 миллиардов рублей.