Теракт в «Крокус Сити Холле»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

12:38Джабаров назвал теракт в «Крокусе» попыткой столкнуть россиян с мигрантами

11:49Захарова: Отсутствие позиции по теракту в «Крокусе» говорит о деградации СЕ

Беречь энергию в России пока не научились

Почему пробуксовывает государственная программа экономии энергоресурсов

20.12.2016 10:50

Автор: Алексей Никишин

Беречь энергию в России пока не научились
  © Владимир Афанасьев/ПГ

Без действенных мер стимулирования предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии, главная задача госпрограммы — снижение энергоёмкости ВВП России на 40% к 2020 году — вряд ли будет решена.

Рыночные механизмы не заработали

Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности вступил в действие в 2009 году. Разрабатывая его, правительство испытывало заметный  оптимизм. Всем памятна кампания по замене  привычных лампочек накаливая  энергосберегающими источниками света.  Но сколько-нибудь заметную экономию эти меры приносили лишь первые два года.  На сегодня удалось снизить энергоёмкость ВВП только на 15%. Такие цифры привёл первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков на «круглом столе» в Госдуме, проведённом 19 декабря думским Комитетом по энергетике.

По словам Есякова, первый этап государственной программы энергосбережения можно считать проваленным. Но так ли плох сам закон? Депутат называет документ экономически глубоко продуманным, содержащим взвешенные методы энергосбережения. Например, был предложен механизм прямых расчётов в ЖКХ, когда собственники квартир могли бы оплачивать услуги ресурсопоставляющей компании. Другой предлагаемый в законе механизм — энергосервисный контракт. Предприятие заключает с договор с технологической компанией на внедрение энергосберегающих технологий. Оплата контракта производится заказчиком после выполнения проекта за счёт средств, сэкономленных после внедрения энергосберегающих технологий.

Правда, за семь лет таких контрактов в стране заключено всего полторы тысячи. Это капля в море. «Увы, все эти рыночные механизмы закона так и не заработали. Мы сосредоточились на кампанейщине вроде энергосберегающих лампочек или утюгов, но забыли о стимулировании предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии», — констатирует  Сергей Есяков.

Спят налоговые нормы

Во всём мире важнейшим инструментом стимулирования бизнеса к внедрению новых технологий являются налоговые льготы. Предусмотрены они и в нашем Налоговом кодексе. Например, предприятие может быть частично освобождено от уплаты налога на имущество (включая сооружения  и оборудование), если они имеют высокий класс энергоэффективности.

Другой налоговой льготой является повышение коэффициента амортизации сооружений и оборудования. Есть формы и прямой господдержки для таких предприятий. Однако, по свидетельству  директора НИИ ресурсосбережения и энергоэффективности Николая Сафронова, практически все эти нормы «спящие». То есть за семь лет существования льгот не было примеров их применения.  А значит, налоговые инспекции пока не настроены и впредь такие прецеденты создавать.

«Главная причина слабых результатов по программе энергосбережения в отсутствии заинтересованности у компаний эти новшества внедрять. И если в этом году мы и имеем статистику роста на семь процентов экономии по электроэнергии, это связано не с внедрением новых технологий, а с тем, что предприятия в кризис просто стали меньше работать», — констатирует Николай Сафронов. 

Между тем есть два пути внедрения энергоэффективности. Первый — методом «кнута», как практикуют соседи в Белоруссии и Казахстане. Там, если предприятие требования по энергоэффективности не выполняет, закон позволяет его закрыть.  «Россия  пошла по  пути «пряника», то есть рыночных механизмов. Надо только сделать, чтобы они заработали на практике», — считает эксперт.  Пока же налоговые льготы по амортизации оборудования не предоставляют предприятиям по весьма прозаической причине — нет методики для определения  энергоэффективности  машин и оборудования.

«Получается, что в техпаспорте утюга мы можем найти его энергоэффективность, а для  громадного промышленного стана — нет», — заметил Сафронов.  Кроме того, он напомнил, что данные налоговые преференции должны предоставлять компаниям региональные власти, которые в условиях сложных бюджетов повсеместно от этого отказались.

Член Комитета Госдумы по энергетике Виктор Зубарев считает, что разбудить «спящие» нормы Налогового кодекса и тем самым стимулировать энергосбережение можно только обратив внимание Правительства на данную проблему. Он пообещал, что соответствующее обращение будет направлено депутатами в первую рабочую неделю января.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2602