Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Филёвская линия московского метро дождалась ремонта

Платформы станций «Студенческая» и «Фили» закроют до марта 2017 года

28.10.2016 16:52

Автор: Дмитрий Гончарук

Филёвская линия московского метро дождалась ремонта
«Студенческая» вскоре после открытия. Угловые элементы навеса архитекторы между собой называли «глаголиками». Фото Наума Грановского

Платформы «из центра» станций «Студенческая» и «Фили» на Филёвской линии московского метро закрываются 29 октября и снова заработают первого марта 2017 года, сообщили в пресс-службе столичной подземки.

Потерпеть до марта

«С 05:30 мск 29 октября 2016 года до 1 марта 2017 года посадка и высадка пассажиров на станциях «Студенческая» и «Фили» в сторону станции «Кунцевская» не производится. Для проезда на станцию «Студенческая» пользуйтесь станцией «Кутузовская». Для проезда на станцию «Фили» пользуйтесь станцией «Багратионовская», — говорится в сообщении.

В эти выходные на линии начинаются долгожданные работы по капитальному ремонту станций и сопутствующей инфраструктуры. Кроме платформ двух станций, также закроют западный вестибюль станции «Фили».

Поэтапные работы позволят избежать полного закрытия линии. На оставшихся участках линии ремонт планируют провести до конца 2017 года. «Одновременно будет закрыто минимальное количество платформ, а увеличение времени пассажиров в пути не превысит 6-8 минут», — отметили в пресс-службе.

Повышенное внимание ремонтники уделят усилению несущих конструкций станций, укрепят фундаменты платформ и вестибюлей, проведут капитальное переустройство инженерных систем и сетей. Рабочие восстановят навесы над платформами и лестничные марши вестибюлей.

Если для ремонта станций с береговыми платформами в метро нашли остроумное решение, то островные, скорее всего, придётся полностью закрывать. По словам начальника метрополитена Дмитрия Пегова, уже обсуждается технология второго этапа реконструкции линии, который начнётся после новогодних праздников.

«Филёвская линия — одна из старейших в Московском метрополитене, при этом значительную её часть составляет наземный участок, — приводит слова Пегова пресс-служба метро. — За период эксплуатации, а это без малого 60 лет, конструкции станций подверглись агрессивному воздействию многих внешних факторов, поэтому необходимо ответственно подойти к капитальному ремонту линии и выполнить его качественно».

Метро вместо речки

Движение до «Кутузовской» началось в 1958 году в главный советский праздник — 7 ноября. В состав Арбатско-Филёвской линии (так она называлась до 1970 года) вошёл участок от «Калининской» (сейчас «Александровский сад») до «Киевской», открытый 15 мая 1935-го в составе первой очереди и пять лет простоявший без дела — его заменили в 1953-м глубоким Арбатским радиусом в составе синей, Арбатско-Покровской линии. Всё это время станции использовались как огромные «хламилки», а в тоннелях отстаивались трофейные поезда из берлинской подземки.

На линии действует старейший метромост — Смоленский, открытый в марте 1937 года с продлением до «Киевской». На специально проведённом конкурсе победил лаконичный проект братьев Константина и Юрия Яковлевых в виде 150-метровой арки. Саму «Киевскую» недавно отреставрировали, вернув люстры и покрытие пола как в 30-е, работы завершаются в аванзалах.

Сейчас на линии 13 станций, эксплуатационная длина — 14,9 километра, она единственная в московском метро с вилочным движением — до «Кунцевской» и «Международной». В 2011 году в среднем за сутки ею пользовались 143 тысячи человек. В январе 2008-го участок от станции «Кунцевская» до «Крылатского» длиной 4,3 км передали в состав Арбатско-Покровской линии, а «Кунцевская» превратилась в кросс-платформенный пересадочный узел. Чтобы продолжить поездку, достаточно перейти с края на край платформы.

Наземный участок – своеобразный памятник времён хрущёвской борьбы с архитектурными излишествами. Значительная его часть проложена по руслу упрятанной в коллектор речки Фильки, так что голубой цвет на схеме метро оказался символичен. При строительстве первой очереди использовали как сборные готовые элементы – железобетонные изделия, металлические балки и шифер, так и монолитный железобетон с панорамным легким остеклением в алюминиевых рамах. Облик этих транспортных сооружений частично наследует советскому авангарду 20–30-х, а также европейскому межвоенному функционализму, объясняет москвовед, создатель интернет-проекта о советской архитектуре «СовАрх.ру» Денис Ромодин.

«На «Студенческой» состояние несущих конструкций неплохое, сохранились напольное покрытие из плитки в виде звёздочек и впервые применённая облицовка стен вестибюля из алюминия и пластика, – рассказал Ромодин. – Пока в целости остекление вестибюля и металлические кронштейны, на которые можно вернуть светильники, которые раньше освещали пространство перед входом. К тому же, тут нет большого пассажиропотока, который бы требовал значительной переделки станции».

Вторая очередь от «Багратионовской» до «Кунцевской» более утилитарна. Но и здесь применили оригинальное решение: светильники cпрятаны за молочным стеклом в рёбрах навеса.

Короб до Сколкова доведёт

Разговоры о том, чтобы накрыть линию коробом или даже изменить её направление ведутся уже с 2012 года. Главный инженер Московского метрополитена Николай Бабушкин в 2014 году называл три возможных пути реконструкции «Филёвки»: поднять на эстакаду, а территорию внизу застроить и организовать проходы; провести реконструкцию путевого хозяйства и вестибюлей без изменения трассы или перекрывать движение по линии между отдельными районами.

В мае этого года руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев сообщил, что рассматривается вариант, при котором «Кутузовскую» и «Студенческую» и вовсе «выкинут» из состава голубой ветки, а поезда пойдут от «Международной» к «Филям». «Мы видим гораздо больший спрос на метро в Москва-Сити, чем в районах, где сегодня проходит наземная часть Филёвской линии», — цитировало чиновника РИА «Новости».

По словам Васильева, линию можно продлить в Можайский район и дальше – до Сколкова и Одинцова, но при условии, если весь её наземный участок накрыть коробом. Для такой реконструкции ветку надо закрывать полностью на три года. Если же работать только в ночное окно, а в остальное время перевозить пассажиров, то работы могут растянуться на десятилетие.


Неуживчивый левша

Архитектор всей наземной части Филёвской линии — Римидалв Погребной. «Студенческую», «Кутузовскую» и «Фили» он спроектировал вместе с Юрием Зенкевичем, а «Багратионовскую», «Пионерскую» и «Филёвский парк» — с Виктором Черёминым. «Рисовал, писал левой рукой, человек был талантливый, но с жутким характером, ни с кем не ладил, делал контрпроекты. Впрочем, большинство талантливых людей непросты», — отзывается о Погребном архитектор Александр Вигдоров.

Автор брутальных по архитектуре станций московского метро и в жизни был нелюдим. Его родители — из луганских казаков, пламенные коммунисты, нарекли сына в честь Ильича, перевернув имя вождя революции наоборот. Первой станцией Погребного стала открытая в 1957-м помпезная «Фрунзенская» — вместе с соавтором Юрием Зенкевичем успели в последний вагон ушедшего поезда.

Римидалв Погребной, Виктор Черёмин. Проект станции «Мазилово» (открыта как «Пионерская»), наземный вестибюль. Фото: Метрогипротранс
В 1958-м метро вырвалось на улицу, а архитекторов загнали в строго функциональные рамки. Погребного это очень тяготило: «задушили архитектуру» — жаловался он родным. От задумки до воплощения тоже многое отсекалось не по воле проектировщика, а из-за экономии.

«Текстильщики» (1966) — первая в Москве станция, которую облицевали стемалитом, закалённым стеклом. В 1972 году открылись сразу две станции Погребного – «Колхозная», где пилоны — стилизованные снопы (теперь «Сухаревская») и «Улица 1905 года» с факелами революции на путевых стенах. Последними работами Римидалва Ивановича стали «Кантемировская», «Третьяковская» (второй зал, 1986), «Цветной бульвар» и «Дмитровская» (1991) — все в соавторстве с учеником Владимиром Филипповым, сейчас — ведущим архитектором «Метрогипротранса». Под конец жизни главным увлечением Погребного стали живопись и грядки на даче в Назарьево.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 32674