Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:07Следствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

17:56СК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Дебоширов в электричке успокоят электрошокерами

Сотрудники транспортной службы могут получить право на использование устройств гражданской самообороны

14.02.2018 17:38

Автор: Геннадий Мельник

Дебоширов в электричке успокоят электрошокерами

Коллаж: ПГ. Фото: rzd.ru/wikimedia.org

Когда слова уже не помогают, а стрелять на поражение ещё рано, охранник в метро или на вокзале сможет обездвижить хулигана электрошокером и дождаться сотрудников полиции. Использование таких устройств допускает законопроект, авторами которого стали член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный и члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев и Михаил Козлов.

Как отмечается в пояснительной записке, действующим законодательством не предусмотрено использование электрошокеров представителями транспортной безопасности. При этом такое право есть у сотрудников частных охранных предприятий, вневедомственной охраны, судебных приставов, работников федеральной почтовой связи, а также полиции и Росгвардии. Более того, электрошокер может купить любой совершеннолетний россиянин и использовать его в целях самозащиты. Потому авторы законопроекта предлагают разрешить применять шокеры и сотрудникам транспортной охраны, учитывая важность задач, которые они решают.

Применять можно, но осторожно

Медиков спасут электрошокеры
Как рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко, поводов для беспокойства у граждан в связи с этой инициативой нет: ведь служба транспортной безопасности - это специализированная структура, имеющая государственную аккредитацию.

«Это автоматически означает, что сотрудники прошли специальное медицинское освидетельствование и знакомы с правилами применения подобных средств, что они могут их использовать только в интересах безопасности граждан и собственной самозащиты», — пояснил депутат.

Кстати, сегодня подразделения транспортной безопасности имеют право на служебное огнестрельное оружие — например, пистолет Макарова с заниженными характеристиками. Однако пистолетом не всегда можно воспользоваться, да и в ситуациях небольшой опасности для окружающих охраннику проще применить шокер, полагает парламентарий.

Вред электрического разряда для самих дебоширов, по словам бывшего главного санитарного врача России, не доказан. Во всяком случае, за 20 лет использования шокеров в России статистика не знает ни одного смертельного случая, связанного с применением электрошокера.

Опасность всё же существует

Однако о полной безопасности говорить не приходится, полагает первый зампред Комитета Совфеда по экономической политике Сергей Калашников. Если у человека стоит кардиостимулятор, то действие электрошокера вполне может его убить, убеждён он.

Авиакомпании оставят дебоширов за бортом

«Не зря же рамки с металлодетекторами на вокзалах, в государственных учреждениях и аэропортах противопоказаны для таких людей, — отметил законодатель. — Кроме того, слабо изучено воздействие шокеров на человеческий мозг. Есть предположения, что электрический разряд может вызвать необратимые последствия, в том числе в виде эпилептических реакций».

Впрочем, люди с серьёзными кардиологическими заболеваниями вряд ли станут себя вести агрессивно. Тем не менее на всякий случай сенатор предлагает законодательно ограничить мощность используемых охранниками шокеров. «Думаю, что нужно использовать только маломощные шокеры останавливающего типа», — сказал Сергей Калашников.

В Ространснадзоре и Росавиации инициативу всё же поддерживают, рассказал «Парламентской газете» заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

«В настоящее время разрабатываются различные меры для обеспечения безопасности пассажиров от хулиганских действий неадекватных попутчиков, — отметил он. — В авиакомпаниях с июля начнут действовать чёрные списки для буйных пассажиров. Однако на ряде других транспортных средств этот метод не применим. Хотя мы и предлагали ввести аналогичные стоп-листы для железнодорожных перевозчиков и междугородних автобусных компаний».

Поэтому, по мнению Ильи Зотова, для обеспечения большей безопасности пассажиров будет уместно введение нормы о применении электрошокеров охранниками на вокзалах, в поездах и метро. «Конечно, необходимо жёстко прописать, в каких случаях они могут применяться», — добавил он.

Справка

В России электрошокеры делятся на три класса: психологические, дезориентирующие и парализующие. В Азии, выделяют четыре класса, которые подразделяются в зависимости от необходимости наличия разрешений и использования спецслужбами. В Америке и в мире классификация открыта, аналогично развитию электроники, появляются новые поколения электрошокеров, которые приходят на смену предыдущим моделям.

Степень воздействия электрошокеров в зависимости от класса

  • 3-й класс (до трёхсот тысяч вольт) является скорее психологическим оружием. Вызывает боль и онемение конечностей в течение нескольких минут.
  • 2-й класс (до семисот тысяч вольт) вызывает онемение конечностей, сильные болевые ощущения, дезориентацию и в ряде случаев потерю сознания.
  • 1-й класс (от девятисот тысяч вольт) вызывает паралич конечностей, болевой шок и потерю сознания. При воздействии на оголённые участки тела со множеством нервных окончаний (шея, солнечное сплетение, паховая область), потеря ориентации и сознания возможны до получаса.

Последствия от применения

На коже остаются красные пятна, похожие на ожоги, которые в течение нескольких часов пропадают. По словам разработчиков электрошокеров, неоднократные разряды длительностью более пяти секунд не влияют на работу сердечной мышцы и не приводят к летальному исходу или же каким-то серьёзным последствиям для работы этого органа.