Вузы могут обязать содействовать в трудоустройстве целевиков
Высшие учебные заведения, выступающие заказчиками целевого обучения, предлагают обязать трудоустраивать своих выпускников. В случае неисполнения этой нормы образовательная организация должна будет перечислить штраф в размере стоимости обучения в местный бюджет.
Соответствующий проект поправок в закон об образовании опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Поправки Минобрнауки направлены на устранение проблемы неравенства участников договора о целевом обучении. В настоящее время, как отмечается в сопроводительных документах, организация, ведущая образовательную деятельность и являющаяся заказчиком целевого обучения, нередко не исполняет свои обязанности по дальнейшему трудоустройству целевиков без каких-либо последующих санкций.
Также вступившим в силу законом о целевом обучении не определено, в чью пользу перечисляется штраф при нарушении вузами своих обязательств по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение за счёт бюджетных ассигнований.
На устранение этих пробелов и направлена инициатива Минобрнауки. Согласно законопроекту, в случае неисполнения своих обязанностей вуз будет перечислять штраф в размере расходов, понесённых на обучение гражданина, в доход соответствующего бюджета.
Также проектом предложено исключить частичное регулирование Правительством РФ полномочий органов местных и региональных властей по определению перечня специальностей, направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение в пределах установленной этими органами квоты.
Как считает первый замглавы Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, данная мера станет дополнительным механизмом целевого обучения.
Закон о целевом обучении предполагает повышение ответственности каждой из трёх сторон: самого целевика, заказчика и вуза, где проходит обучение студент, напомнила сенатор.
«Если ужесточение ответственности вуза, который выступает одновременно и заказчиком целевого обучения, и непосредственно занимается подготовкой будущих специалистов, направлено на качественную целевую подготовку, то эта мера вполне оправдана», — сказала Гумерова.
На опыте Башкортостана, который сенатор представляет в палате регионов, наиболее востребованные по целевому обучению специальности — это медицинские работники, учителя сельских школ и специалисты в области нефтяной отрасли.
В нижней палате парламента считают, что ответственность за трудоустройство студентов, обучающихся по целевым договорам, в первую очередь должны нести сам субъект и предприятия.
«Заказчиком целевого обучения, как правило, выступают бизнес, госкомпании и местные органы власти. Конечно, вузы, открывая специальности, должны иметь в виду перспективы трудоустройства выпускников. Однако трудоустройство — это всё-таки задача государственной власти», — сказал первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
По мнению депутата, следует усилить ответственность тех, кто является будущими работодателями выпускников-целевиков.
Ещё материалы: Лилия Гумерова, Олег Смолин