Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

В Госдуме предлагают создать систему санаторно-курортного отдыха учителей

Это могло бы стать лучшим подарком для педагогов к их профессиональному празднику

05.10.2017 13:16

Автор: Ольга Шульга

В Госдуме предлагают создать систему санаторно-курортного отдыха учителей

Фото: ПГ/Владимир Афанасьев

Согласно «майским указам» Президента России Владимира Путина зарплата школьных учителей к 2018 году должна составить 100 процентов от средней зарплаты по региону. Накануне отмечающегося Дня учителя парламентарии рассказали «Парламентской газете», насколько добросовестно выполняется это поручение главы государства и какие ещё меры поддержки нужны педагогам.

Зарплаты, и не только

«По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в подавляющем большинстве регионов указ президента о повышении оплаты педагогического труда не исполняется, — сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ). — Позицию КПРФ по этому вопросу мы изложили в законопроектах «Об образовании для всех» и «О статусе педагогического работника». Наше предложение заключается в том, что зарплата в детских садах, школах и в дополнительном образовании должна быть не ниже средней не только по региону, но и по Российской Федерации.Тогда такого дикого неравенства в их доходах, как сейчас, не будет».

Зинаида Драгункина предлагает повысить зарплату сельским учителям

При этом, по мнению депутата, достойную зарплату педагог должен получать за одну ставку. «Сейчас, если верить ОНФ, нагрузка учителя составляет по 30 часов в неделю, а должна быть 18 часов», — пояснил он.

На то, что во многих регионах учителя получают обозначенную президентом зарплату не за одну ставку, а за две, указала и член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова («Единая Россия»).

«И это при том, что сейчас для них психологически сложное время, — сказала парламентарий. — Государство развивает систему образования, вводит очень много новых методик, к которым наши учительские кадры не всегда готовы: чем старше педагог, тем тяжелее ему осваивать те же компьютерные технологии. А вот приток молодых специалистов в профессию по-прежнему недостаточен».

Кроме того, по мнению законодателя, на педагогов довольно серьёзное давление могут оказывать родители. «Нередко родители вообще снимают с себя обязанности по воспитанию ребёнка и перекладывают ответственность за это на учителей», — пояснила она.

По словам Алёны Аршиновой, в настоящее время необходимо позаботиться о системе санаторно-курортного отдыха педагогов. «Насколько я знаю, в настоящее время путёвки распределяются через профсоюзы образования, и я ещё не встретила ни одного педагога, которому бы такую путёвку дали, — констатировала депутат. — Эту систему надо полностью перестраивать. От физического и психологического состояния учителей, без преувеличения, зависит будущая жизненная траектория наших детей».

Государство развивает систему образования, вводит очень много новых методик, к которым наши учительские кадры не всегда готовы: чем старше педагог, тем тяжелее ему осваивать те же компьютерные технологии. А вот приток молодых специалистов в профессию по-прежнему недостаточен.

Одним из методов решения этой проблемы, по мнению члена думского Комитета по образованию, может стать приравнивание педагогов к госслужащим — со всеми вытекающими отсюда льготами. «Есть служащие, которые работают на государство. Но ведь учителя также выполняют государственную миссию», — сказала она.

Отдельного внимания законодателей требует и система справедливого поощрения учителей. Так, Алёна Аршинова сообщила, что готовит законопроект, призванный защитить трудовые права педагогов, работающих над организацией и проведением государственной итоговой аттестации (ГИА) за 9-й класс. «По закону, за участие в проведении и организации ЕГЭ учителя имеют право на выходной день или денежную компенсацию, однако за ГИА таких гарантий им никто не даёт, — пояснила парламентарий. — И это нужно исправить. Тем более что учеников, сдающих ГИА, больше, чем тех, кто сдаёт ЕГЭ».

Престиж профессии нужно повышать

В настоящее время по поручению Владимира Путина в Минобрнауки работают над созданием национальной системы учительского роста. Это ноу-хау даст учителям новые возможности для развития карьеры. Если сегодня продвижение по службе педагогов строится по большому счёту «административно» и у них есть возможность «дослужиться» только до завуча или директора, то в будущем список должностей, за которые придётся побороться, может пополниться так называемыми горизонтальными позициями — старшим и ведущим учителем. Сегодня в этом смысле возможности школьных педагогов оказались урезаны не только по сравнению с их коллегами из высшей школы, но и с воспитателями детсадов, которые могут дослужиться до старшего воспитателя. Также новая система позволит методом аттестаций устанавливать уровень профессионализма учителей.

Тренеры уйдут из школ, если потеряют учительские льготы

А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова уверена в том, что престиж профессии учителя можно поддерживать и другими методами, в том числе через средства массовой информации. «Труд учителя должен стать уважаемым, — пояснила сенатор. — И способствовать этому может целый ряд факторов. Да, нужно думать о дальнейшем повышении зарплаты педагогов, изменении концепции подготовки кадров. Но важную роль здесь должна играть, в хорошем смысле слова, и пропаганда важности учительского труда. Настоящий учитель — это не просто мел, доска и определённый набор знаний. От того, что педагог будет сеять в умы наших ребят, зависит будущее нашей страны».

По словам сенатора, сейчас легко получают огласку какие-то скандальные истории, случающиеся в классах. «Когда же обычному учителю небольшой сельской школы удаётся подготовить призёра олимпиады международного масштаба, это, как правило, остаётся незамеченным», — посетовала Лилия Гумерова.

«Очень помогут рассказы о талантливых учителях в СМИ, информационная поддержка их труда, — подчеркнула парламентарий. — Учитель — это человек, в котором нуждается Россия, человек, которого мы должны беречь и всячески ему помогать».