Продажу шин без маркировки запретят

Автомобильная «резина» должна быть снабжена уникальным QR-кодом с информацией о её происхождении

Продажу шин без маркировки запретят

Фото: АГН Москва

С 1 ноября производители и импортёры шин и покрышек обязаны вносить в систему мониторинга данные о введении товаров в оборот. Через несколько месяцев в российских магазинах не должно остаться колёсной «обуви» без уникальных кодов. Как развивается национальная система прослеживаемости товаров, разобралась «Парламентская газета».

Как работает маркировка

Маркировка представляет собой цифровой код, который присваивается каждой конкретной шине или покрышке. Производители обязаны нанести его на товар до того, как выпустят его в оборот. Если шины импортные, то идентификаторы на них наносят до пересечения границы с Россией. Затем при каждой операции с товаром участники оборота считывают код сканером, подключённым к национальной системе мониторинга. В ней отражается уникальный код шины и данные о том, какая операция с ней произведена: её запустили в оборот, доставили на склад, продали дистрибьютору или конечному покупателю, либо вернули обратно в магазин.

В прошлом году в России проводился эксперимент по маркировке шин. Он завершился к 1 декабря, и с того момента производители могли уже в добровольном порядке использовать маркировку. Поэтому многие россияне уже могли видеть в продаже шины с QR-кодами. Как сообщал оператор системы маркировки ЦРПТ, к концу октября все российские производители уже были зарегистрированы в системе, передавал ТАСС.

Однако система мониторинга ещё не работала, никто эти идентификаторы не сканировал. Эта процедура станет обязательной  с 1 ноября, как и ввод в оборот исключительно маркированного товара.   

Импортёры, которые закупили немаркированные шины до 1 ноября, могут их ввезти в Россию до 15 декабря. До этой же даты у магазинов есть право продавать остатки шин, которым не присвоены идентификаторы. Хранить на складе продукцию без кодов они могут до 1 марта 2021 года, то есть к этому времени они должны будут нанести маркировку на все непроданные остатки.

Бизнес получит выгоду и цены завышать не будет

С помощью системы маркировки государство отслеживает движение товара от завода или границы до конечного потребителя. Это позволяет бороться с контрафактом и теневым бизнесом. Как отмечали в Минпромторге, благодаря отечественным криптографическим технологиям цифровой код подделать невозможно.

Именно легальный бизнес заинтересован в маркировке, так как это приведёт к выравниванию конкурентных условий для добросовестных предпринимателей, вынужденных сейчас конкурировать с незаконопослушными участниками рынка, отмечал ранее замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. «Потребители, в свою очередь, получают возможность проверить каждую единицу товара перед покупкой, убедившись в качестве и безопасности продукции», — подчёркивал он.  Он также отмечал, что не видит предпосылок для подорожания шин из-за маркировки.

Когда маркировка шин была ещё экспериментом, оператор системы ЦРПТ также отмечал, что новый вид контроля не повлияет на стоимость товаров, и даже наоборот, позволить удешевить его за счёт снижения нелегальной доли рынка и сокращения затрат на логистику.

Всё хорошо в меру

Систему маркировки товаров в России начали внедрять с 2019 года, причём сначала в каждой отрасли проводился эксперимент, подразумевающий добровольное участие бизнеса. К настоящему моменту идентификаторы обязательны при продаже табачных изделий, шуб, обуви и лекарственных препаратов. С 1 октября 2020 года действует маркировка парфюмерной продукции, фотокамер и вспышек. Продолжается эксперимент по отслеживанию молочной продукции, кресел-колясок, велосипедов и упакованной воды. В сентябре этого года Минпромторг заявил о планах ввести маркировку для пива, а в случае успешных результатов — распространить эту практику на другие виды алкоголя.

В то же время, в парламенте считают, что не каждый товар нуждается в таком механизме защиты. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным в феврале, что распространять маркировку на новые группы товаров следует в разумных пределах. «В сфере кондитерского производства контрафакта практически нет. А маркировка — это нагрузка на бизнес, и это отразится в цене — для наших граждан», — пояснила она.

В сентябре Минпромторг сделал заявление, свидетельствующее о схожей позиции. В частности, глава ведомства Денис Мантуров в эфире телеканала «Россия-24» заверил россиян, что власти не будут принимать решения об обязательной маркировке в случае, если отрасль имеет аргументированные возражения против этого.

Просмотров 1035

30.10.2020 00:00

Пример



Популярно в соцсетях