Как Борис Эйфман поселил детей в театре

Тема: «Особенности национальных проектов в Санкт-Петербурге»

В кампусе будущих танцоров есть и учебные классы, и репетиционные залы, и настоящая сцена

29.10.2021 00:00

Автор: Александр Горелик

Как Борис Эйфман поселил детей в театре
  © Александр Демьянчук/ТАСС

Два года назад на углу Введенской и Большой Пушкарской улиц появился новый театр — пожалуй, самый необычный в Петербурге. Это основная площадка для репетиций и выступлений воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название: Детский театр танца Бориса Эйфмана

Год постройки: 1938

Вид работ: реконструкция, строительство

Срок сдачи: 2019 год

Вместимость зала: 475 мест

Не балетом единым

Дети учатся и живут рядом — академия заняла почти весь квартал. Причём, чтобы пройти от жилых комнат к сцене или в классы, им не надо выходить на улицу — здания соединяют галереи и тоннели: в петербургском климате это важно.

Балетмейстер Борис ­Эйфман набирает в академию детей с семи лет, это единственное балетное заведение в мире, где учатся столь юные воспитанники. Причём ребята приезжают со всей страны — от Калининграда до Камчатки. В Петербурге они попадают на полное гособеспечение — их кормят, одевают, учат, воспитывают, а при необходимости и лечат. И всё это совершенно бесплатно для них и их родителей, за всё платит городской бюджет.

Разумеется, есть и своя общеобразовательная школа с самыми обычными предметами, как и в любой другой школе: будущие звёзды балета должны не только уметь танцевать. Они точно так же сидят за партами, как и их сверстники. Единственное отличие — в школьном расписании есть и балетные дисциплины, а кроме кабинетов физики, химии или математики, имеются танцклассы.

Кстати, общее образование в Академии танца не задвинуто на второй план — ученики весьма неплохо сдают ОГЭ и ЕГЭ и даже занимают призовые места на городских олимпиадах по разным предметам.

Школа осталась школой

Дом 3 по Введенской улице построили в 1938 году, это была типовая советская школа в стиле «сталинского неоклассицизма». В этом здании всегда учились, кроме блокадных лет, — тогда в здании разместили госпиталь.

С появлением по соседству Академии Эйфмана судьба школы изменилась: её решили отдать будущим танцорам. При этом функционал не изменился — там по-прежнему учат детей всё тем же предметам школьной программы. Исторический фасад сохранили, а вот внутренности пришлось полностью перестроить. Впрочем, к фасаду всё же добавили один элемент — портик, ведь там и вход в театр всё-таки. Эксперты отмечают, что новая деталь достаточно органично вписалась в городскую среду: неоклассические линии и приглушённый цвет создают впечатление, что этот портик всегда здесь был. Разве что надпись новая: «Детский театр танца Бориса Эйфмана». 

С видом на небесную линию

Сам театр построили дальше, в глубине, для этого снесли несколько строений во дворе квартала. Вместо них возвели пяти­этажное здание с залом на 475 мест и огромным репетиционным залом прямо над главной сценой: из больших окон — вид на крыши Петербурга и его «небесную линию».

Главная сцена оборудована по последнему слову театральной техники — новейшая аудиосистема, интеллектуальный свет, 42 электромеханических подъёмника для декораций и софитов. Даже паркет специальный, снижаю­щий нагрузку на стопы танцоров.

Все поручни на лестницах и в фойе сделаны в форме балетных станков. Это не только создаёт атмосферу, но и позволяет воспитанникам отрабатывать хореографические элементы где и когда угодно. Тем более что фойе открыто не только во время спектаклей: это и место отдыха ребят между занятиями и репетициями.

«Государство дало нам идеальные условия, — сказал журналистам Борис Эйфман в дни открытия театра. — А мы будем стремиться этому соответствовать».

«Когда я была в Академии Эйфмана, меня поразило, с какой любовью Борис Яковлевич создаёт, буквально плетёт нить за нитью пространство любви к балету, где дети постигают высокое искусство танца, — поделилась эмоциями заместитель председателя комиссии Заксобрания по образованию, культуре и науке Анастасия Мельникова. — Я испытываю настоящую гордость за то, что город ему в этом всецело помогает, и даже чувствую некоторую сопричастность, ведь мы, депутаты, всегда старались выделить на Академию Эйфмана как можно больше денег в бюджете, чтобы Петербург сохранял свой статус мировой столицы балета, который он получил со времён Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Вацлава Нижинского».

Театр в цифрах

Общая площадь — 9105 м2

Площадь репетиционного зала — 300 м2

6 гримёрок на 70 мест

Игровой портал — 13х12 м

Светодиодный экран — 16х9 м

Киноэкран — 16х9 м

 

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.