Для учителей могут прописать нормы поведения в соцсетях

Родители всё чаще выражают недовольство содержанием аккаунтов педагогов

Для учителей могут прописать нормы поведения в соцсетях

Фото: Агентство Москва

Глава Минпросвещения Ольга Васильева сообщила, что её ведомство проводит консультации с профсоюзами работников народного образования и науки по поводу регламента поведения учителей в социальных сетях. К началу нового учебного года соответствующие поправки могут быть внесены в «Кодекс профессиональной этики педагогических работников». С предложением изменить кодекс к министру обратился депутат Госдумы Дмитрий Свищев. Он уверен, что новые правила не позволят молодым преподавателям стирать виртуальные границы между профессиональным и личным.

Учителя тоже люди

Разработка правил поведения педагогов в социальных сетях связана с инцидентом со школьной учительницей из Барнаула Татьяной Кувшинниковой. Она давно занимается спортом и состоит в Алтайской федерации закаливания и зимнего плавания «Белые медведи». Фотографии, которые вызвали недовольство у некоторых родителей, были сделаны на мероприятии в честь поддержки Зимней универсиады в Красноярске. Директор школы назвала фотографию педагога «пятном на репутации школы». Вскоре Кувшинникова была вынуждена уволиться под давлением родителей. А на днях министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко выдвинул предложение уволившейся учительнице разработать курс безопасного ведения социальных сетей.

Схожая история произошла в июне 2018 года в Омске. Учительницу истории Викторию Попову уволили после появления в Интернете её фотографий, на которых молодая женщина позировала в закрытом купальнике. 26-летняя Виктория в свободное от работы время училась в модельном агентстве и сделала фото, которые агентство использовало для рекламы магазина одежды. В мэрии Омска тогда отметили, что поведение учительницы недопустимо в соответствии со школьным кодексом этики педагогов.

«Надеюсь, что к началу нового учебного года рекомендации для педагогов по безопасному ведению соцсетей будут действительно разработаны, что впоследствии исключит ситуации, подобные той, в которой оказалась учительница из Барнаула. Буду следить за этой темой», — сказал Дмитрий Свищев «Парламентской газете».

Законодатель уверен, что необходимо разработать концепцию по самовыражению работников образовательных учреждений, придерживаясь которой они смогут обезопасить себя от несправедливых решений.

Противоречивой назвала идею введения правил для учителей заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова.

«Есть же какие-то общечеловеческие нормы этики и не важно, к педагогу они применяются или к строителю. Я думаю, что если мы загоним наших учителей в рамки поведения на их собственных страницах в соцсетях, то это будет просто унижение и неуважение», — отметила депутат в комментарии «Парламентской газете». Тутова добавила, что учителя в большинстве своём очень порядочные и этичные люди.

Главное — не нарушать законы

На учителей распространяются те же правила и законы, что на остальных граждан. При этом именно педагогам часто приходится оправдываться перед начальством и родителями школьников за контент, выложенный на личных страницах.

Согласно исследованию Академии Касперского, 90 процентов педагогов используют социальные сети в личных целях, 73 процента из них добавляют своих учеников в «друзья». Если смотреть на вещи объективно, то общение с учениками в соцсетях тоже может стать дополнительным инструментом воспитания в образовательном процессе. По такому пути пошла, например, учитель истории и обществознания из Новосибирска Елена Вервейн. Она решила стимулировать интерес школьников к истории с помощью викторин в Instagram.

Правила поведения в социальных сетях построены по тому же принципу, что и в оффлайне: нельзя делать то, что запрещено законом. Основные требования к наполнению любого сайта, в том числе страницы в соцсети, содержатся в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в законах «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О противодействии экстремистской деятельности». Противоправный контент — это пропаганда преступлений, экстремизма, наркотиков, любые формы интернет-мошенничества.

Министерством образования и науки совместно с профсоюзом работников народного образования и науки был разработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций. Он содержит свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения педагогических работников, но они носят рекомендательный характер.

В частности, от педагогов требуется уважать честь и достоинство своих учеников, развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам. Педагогам следует избегать конфликтных ситуаций, быть образцом профессионализма, безупречной репутации, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Вряд ли учителя настолько не понимают, как надо себя вести, в том числе и в виртуальном пространстве, что необходимо устанавливать запреты.

«Я лично не против кодекса, там прописаны логичные рекомендации. Но при этом не нужно забывать о конституционном праве каждого гражданина России на свободу самовыражения. Не думаю, что наши учителя настолько не понимают, как надо себя вести, в том числе и в виртуальном пространстве, что необходимо устанавливать запреты», — высказала точку зрения «Парламентской газете» член Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Ирина Бурмыкина.

Она считает, что можно проводить со студентами педвузов профилактические беседы. «Мы же понимаем, что большинство учителей, пользователей соцсетей, — это молодые люди. Поэтому директора и завучи школ тоже могут присоединиться к воспитательному процессу. Но он не должен быть агрессивным», - считает эксперт.

Автор: Ксения Редичкина

Ещё материалы: Дмитрий Свищев

Просмотров 3399

08.05.2019 14:24




Загрузка...

Популярно в соцсетях