У театральных режиссёров перестанут красть постановки
Законопроект о защите интеллектуальных прав создателей спектаклей Госдума рассмотрит во втором чтении
Труд театральных режиссёров будет под защитой законодательства. Сейчас постановщики не имеют интеллектуальных прав на свои спектакли, а их идеи зачастую незаметно «утекают», получая иногда чужое авторство.
«Живое» исполнение — главное для сохранности
Ежегодно из театральных институтов России выпускаются тысячи молодых режиссёров. Училища не только двух столиц, но и таких городов, как Казань, Уфа, Смоленск, Ярославль, Иркутск, Хабаровск, готовят профессионалов театрального дела. Пока плоды их труда никак не защищены законом в отличие от работ их коллег -кинематографистов.
Исправить положение взялся глава думского Комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников. Он разработал и внёс на рассмотрение Госдумы поправки в 71-ю главу 4-й части Гражданского кодекса «Права, смежные с авторскими», предложив считать момент первого публичного исполнения спектакля началом охраны исключительных прав театрального режиссёра-постановщика.
На практике нередки ситуации, когда актёры, отправляясь на заработки, «прихватывают» с собой целые театральные постановки.
В данном случае речь идёт о праве на имя и неприкосновенность постановки. Но главное, что защита не ограничивается только использованием постановки в записи и в эфире, а распространяется на «живое» исполнение.«На практике нередки ситуации, когда сценические постановки режиссёров активно используются коллегами без их согласия, или актёры, отправляясь на заработки, «прихватывают» с собой целые театральные постановки или сцены из таковых, не заключая договоров с режиссёром-постановщиком и, конечно, не выплачивая вознаграждения», — объяснил Крашенинников.
Депутат уверен, что принятие законопроекта повысит профессиональный статус режиссёра-постановщика и будет содействовать развитию театрального искусства в целом. Ведь в современном театре режиссёр-постановщик является организатором, объединяющим благодаря своему творческому труду все элементы сценического действия: пьесу, актёрское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение.
Когда решался вопрос о том, как лучше прописать защиту творческих идей в документе, было предложено два варианта. Первый заключался в признании авторских прав режиссёра на постановку конкретного спектакля, а второй — в укреплении его смежных прав. Конечно, признание авторских прав за режиссёром-постановщиком, видимо, более полно защитило бы его интеллектуальные права. Но в этом случае существуют труднопреодолимые препятствия в виде международных договоров, например Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором такие права не предусмотрены. А потому было принято решение защитить интеллектуальные права режиссёра-постановщика, как одного из исполнителей постановки, то есть обладателя смежного права.
Столичным режиссёрам живётся лучше
Впервые масштабно проблему обсудили ещё год назад в Госдуме на «круглом столе», посвящённом защите прав режиссёров. Тогда председатель Гильдии театральных режиссёров, худрук Александринского театра Валерий Фокин отметил, что чаще всего нарушаются права тех режиссёров, которые работали по контракту, по завершении которого с постановкой делают что хотят. Фокин считает, что объектом права в данном случае должна становиться режиссёрская партитура.
Режиссёр — человек, который собственным интеллектом и фантазией формирует новую реальность.
По мнению худрука театра Ленком Марка Захарова, профессия режиссёра сегодня — не просто организаторская работа, это театральное созидание. «Режиссёр — человек, который собственным интеллектом и фантазией формирует новую реальность. Это редкий дар, а потому его нужно защищать на государственном уровне. Пока же мы фактически бесправны», — сказал Захаров «Парламентской газете». Он напомнил о том, что в столице режиссёры более обеспеченные, у них есть дополнительные заработки, а потому все авторские отчисления, которые им положены, они не всегда контролируют. А вот в регионах зарплаты маленькие и любая прибавка к ним ощутима. «Закон о защите интеллектуальных прав театральных постановщиков был бы исключительно полезен для режиссёрского корпуса Российской Федерации», — уверен руководитель Ленкома.Режиссёр, что дворник: подмёл и вышел вон!
Статьи об охране смежных авторских прав на интеллектуальную собственность появились в Гражданском кодексе в 90-е годы, когда на рынке авторских прав царила полная неразбериха и без разбору похищались эстрадные песни, мультфильмы и даже цирковые номера.
Само понятие смежного права было скопировано из европейского законодательства по защите интеллектуальной собственности. В Европе права режиссёров на «живую» постановку при этом не защищают и авторское право возникает у сценариста, автора музыки и балетмейстера. Так что Россия в этом вопросе неуникальна.
Например, во Франции режиссёр может доказать своё авторство лишь через суд. Специальная комиссия анализирует произведение на наличие в нём именно режиссёрских авторских элементов. У нас же пока нет даже такой процедуры. Иными словами, спектакль есть, но как полноценный объект авторского права он не существует.
Искренне обрадовался возможным законодательным изменениям художественный руководитель собственной лаборатории в театре «Школа драматического искусства» Дмитрий Крымов.
«Надо накрывать столы и разливать вино! Я испытываю давно забытое ощущение нахлынувшего счастья. То, что режиссёр не является автором в законодательном отношении и к нему театр относится, как к дворнику, — это точно: подмёл и пошёл вон! А нам хочется отношения, как к художнику, который создаёт некое произведение и которое без его ведома нельзя трогать», — объяснил Крымов «Парламентской газете».
Он уверен, что должны быть обязательные авторские отчисления с каждого показа. Такие же, как получают авторы пьес, композиторы, сценографы и художники. «Получается, что режиссёр — одноразовый подёнщик, нанятый на работу. Это сквозит и в договорах, и в сути происходящего. И возможное воровство здесь — лишь следствие такого унизительного отношения», — констатировал постановщик.
Защита интеллектуальных прав в России
С 1 января 2008 года вступила в силу 4-я часть Гражданского кодекса. Её раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» определяет интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.
Согласно Гражданскому кодексу РФ интеллектуальной собственностью являются:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
- базы данных;
- исполнения;
- фонограммы;
- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау);
- фирменные наименования;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- коммерческие обозначения.
Одним из научных учреждений в России, занимающимся вопросами интеллектуальной собственности, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности», а главным учебным заведением в этой области является Российская государственная академия интеллектуальной собственности.