Все о пенсиях в России

00:00Что изменится для пенсионеров в 2026 году

19.12.2025Депутат рассказал, кому повысят пенсии с 1 января

18.12.2025Депутат: Размер пенсии можно увеличить при отсрочке выхода на нее

Коллекторам отобьют охоту заниматься телефонным «терроризмом»

Более 80 процентов должников жалуются именно на этот метод выколачивания денег

00:00  Автор: Валерий Филоненко

Коллекторам отобьют охоту заниматься телефонным «терроризмом»
Коллекторам отобьют охоту заниматься телефонным «терроризмом» © freepik.com

Ожидается, что к концу года кредитные организации передадут коллекторам на взыскание примерно 1,3 триллиона рублей. Для россиян это ничего хорошего не предвещает; практика и методы профессиональных взыскателей долгов, несмотря на уже введенные законодательные ограничения, оставляют пока желать лучшего. Минуя запреты, они звонят по ночам родственникам и друзьям должника, распространяют о нем приватную и чувствительную информацию. О новых мерах борьбы с недобросовестными коллекторами «Парламентской газете» рассказал первый зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Константин Бахарев.

— С 1 декабря вступили в силу поправки, направленные на борьбу с телефонным «терроризмом» коллекторов. Почему потребовалась донастройка законодательства?

— Я предлагаю взглянуть на проблему шире. Ведь всякий коллектор, безусловно, взыскатель, но не всякий взыскатель является коллектором. Когда мы говорим о коллекторах, речь, как правило, идет о сотрудниках коллекторских агентств, для которых взыскание является основным видом деятельности по уставу. Причем -  лицензируемым видом деятельности. Но помимо этого, свои подразделения по взысканию имеются у банков, микрофинансовых, страховых и лизинговых компаний, даже у мобильных операторов. И если мы говорим о взыскателях, то анализ выявленных нарушений позволяет определить портрет среднестатистического нарушителя в этой сфере. Это не какой-то человек в спортивном костюме, который бегает за должником с паяльником или утюгом — все это осталось в девяностых годах. Если такое сегодня и присутствует, то это относится только к «черным коллекторам», которыми должны заниматься правоохранители. 

Мы специально приняли недавно изменения в Уголовный кодекс — статья 172 прим. 4 «Незаконная деятельность по взысканию просроченной задолженности физических лиц». И там очень серьезные сроки: 5, 7 лет и выше для тех, кто бегает с паяльниками и утюгами за должником.

Сегодня среднестатистический взыскатель — это сотрудник банка или МФО, которые занимается этим на профессиональном уровне.

— А на кого жалуются чаще?

— На подразделения по взысканию в микрофинансовых организациях. По статистике, примерно половина жалоб — это взыскатели из МФО. Еще 30 процентов — это банки, и примерно 20 процентов — профессиональные коллекторские организации.

Склонение к банкротству хотят запретить

Константин Бахарев © Игорь Самохвалов/«Парламентская газета»

— Чем больше всего недовольны люди?

— Если говорить про виды нарушений, то примерно 80 процентов из них связаны с использованием телефонной связи. То, что мы называем телефонным «терроризмом» коллекторов. Поскольку в законе четко написано: звонить только в рабочее время, не чаще одного раза в сутки и так далее. А по факту звонки делают и днем, и ночью, не по одному, не по пять раз, а чаще. И беспокоят не только самого должника, но и его близких, коллег по работе. При этом разглашают конфиденциальную информацию кредитной истории: «А вы знаете, вот такой-то должен денег вот столько-то». То есть происходят сплошные нарушения законодательства.

— Почему не работают введенные ограничения?

— У нас законом определен орган, который уполномочен осуществлять государственный надзор в этой сфере. Это Федеральная служба судебных приставов. Причем теперь, благодаря тем изменениям, которые Госдума внесла в законодательство, они надзирают не только за профессиональными коллекторскими агентствами, но и за всеми финансовыми организациями, которые занимаются взысканием. Даже если этот вид деятельности не является основным по уставу — те же банки или МФО. И если, к примеру, вам звонят ночью и вы хотите на них пожаловаться, ФССП запрашивает у оператора мобильной связи информацию о том, кто звонил вам ночью, с каких номеров и так далее. Ранее операторы мобильной связи были не обязаны этой информацией делиться. Действовал перечень условий, при которых такая информация кому и на каких основаниях может предоставляться — например, если идет расследование, возбуждено уголовное дело. Но просто по жалобе гражданина оператор не был обязан предоставить информацию. И мы столкнулись с тем, что привлечь к ответственности за этот телефонный «терроризм» было почти невозможно, очень и очень сложно. Мы внесли изменения в законодательство и впервые создали механизм прямого взаимодействия между ФССП, операторами мобильной связи и бюро кредитных историй.

— Как будет происходить взаимодействие этих служб?

— Сотрудничать они будут посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. А граждане получат возможность жаловаться через свой личный кабинет на портале государственных услуг. Это тоже ускорит процесс и позволит более эффективно и оперативно привлекать виновных к ответственности за этот вид нарушений.

— Какие-то дополнительные меры воздействия на недобросовестных взыскателей планируете внедрять?

— Буквально недавно решением Комитета Госдумы по финансовому рынку создан экспертный совет по вопросам профессионального взыскания под моим председательством. И мы хотим на площадке нашего экспертного совета собрать все заинтересованные стороны и обсудить круг уже накопленных и потенциальных проблем в этой сфере — для того, чтобы выйти на новые законодательные решения.

© freepik.com

— В чем видите проблемы?

— По итогам трех кварталов этого года впервые средний уровень задолженности на одного заемщика превысил один миллион, вплотную приблизился к отметке 1,1 миллиона рублей. В то же время из пятидесяти миллионов заемщиков, то есть тех россиян, которые имеют непогашенные обязательства перед банками, микрофинансовыми организациями, половина имеют два и более кредита или займа. При этом растет объем просроченной задолженности и, соответственно, объем тех долгов, которые передаются на взыскание. По прогнозам, к концу года будет побит рекорд, и коллекторам передадут на взыскание примерно 1,3 триллиона рублей.

— Откуда у россиян столько проблемных долгов набралось?

— Здесь все логично. Когда ключевая ставка ЦБ была сравнительно низкой, у нас был бум потребительского кредитования. Сейчас сроки многих кредитных договоров подошли к концу, фиксируется учащение случаев просрочки платежей, возникает своего рода конвейер. То есть в основном груз накопленных долгов берет начало в 2020 — 2021 годах, в период эпидемии. Тогда люди активно брали кредиты на разные цели. В результате за два последних года рост размера средней просроченной задолженности превысил 37 процентов. Мы видим эту проблему, видим, что она усугубляется. Очень важно не допустить кризиса неплатежей, это очень опасно. На примере мировых финансовых кризисов 2008 года мы видим, к чему это может привести. В то же время важно, чтобы кредиторы и коллекторы при взыскании просроченной задолженности не нарушали права и законные интересы граждан.

Читайте также:

• Нерадивых коллекторов проконтролируют по видеосвязи