Строительство БАМа началось 50 лет назад, но квартиры получили не все

07.07.2024 22:30

Автор: Валерий Филоненко

Строительство БАМа началось 50 лет назад, но квартиры получили не все
  © Игорь Самохвалов/ПГ

На окончательное переселение россиян из ветхого жилья в зоне БАМ четырем регионам — Забайкальскому краю, Бурятии, Амурской и Иркутской областям — требуется в общей сложности около 28 миллиардов рублей. При этом в федеральном бюджете ежегодно суммы на решение проблемы резервируют настолько скромные. По данным Минстроя в переселении из непригодного к проживанию жилья нуждаются 5729 семей. Тем не менее, квартирный вопрос непосредственно тех, кто строил БАМ, уже почти решен. На очереди остаются всего 14 семей. «Парламентская газета» выясняла, когда вопрос будет решен окончательно.

До сих пор в щитовых домиках на территории поселков, которые возникали по ходу строительства легендарной советской железнодорожной ветки, постоянно проживают множество людей. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко неоднократно заявляла, что тема с переселением бамовцев должна быть закрыта как можно скорее. Люди стойко переносили лишения на главной стройке СССР и заслужили своим самоотверженным трудом право жить в нормальных условиях, считает глава палаты регионов. Именно поэтому решение жилищного вопроса на БАМе стоит на особом контроле сенаторов.

Напомним, программа расселения бамовцев, стартовавшая в 2011 году, предусматривает три варианта: строительство нового жилья, выкуп жилья на вторичном рынке или предоставление компенсации деньгами, на которые можно приобрести жилье в любом регионе страны. Жилье по программе переселения бамовцам выделяется по социальной норме 33 «квадрата» на одинокого проживающего человека, 42 «квадрата» — на семью из двух человек, а если трое и больше человек в семье, то жилье предоставляется из расчета 18 квадратных метров на каждого.

Кардиолог рассказала, как не умереть от жары

БАМ был успешно построен, люди выполнили свои обязательства перед страной, а у государства пока остаются долги перед людьми, которые необходимо поскорее закрыть, сообщил зампредседателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский 18 июня на расширенном заседании комитета.

Он уточнил, что за период с 2011 по 2023 год из непригодных к проживанию строений в зоне Байкало-Амурской магистрали переселили 4800 семей. По его словам, на эти цели из федерального бюджета было потрачено порядка шести миллиардов рублей, из консолидированного бюджета регионов — еще три миллиарда. 

«По поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, наш комитет совместно с профильными министерствами и ведомствами занимается решением этой проблемы, — уточнил Высокинский. — Выявлено достаточно большое количество проблемных тем. Начиная с 2022 года, произведена инвентаризация строений, непригодных для проживания граждан. Мы вышли на стабильные данные, которые позволяют говорить о том, что после переселения оставшихся семей эта проблема будет снята».

Читайте также:

• Второе дыхание БАМа: грузопоток на Дальний Восток вырастет в разы • Сплошные рубки леса у Байкала не намерены разрешать

По словам сенатора, основной проблемой переселения россиян остается недостаточность финансирования. «Если на 2022-2023 годы федеральным бюджетом были предусмотрены средства в объеме свыше 500 миллионов рублей, то в следующие годы объем финансирования у нас снижается», — подчеркнул замглавы комитета.

По данным Минстроя, на сегодня осталось расселить 14 семей непосредственно тех, кто участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали. А в целом, тех, кто проживает в непригодном жилье в зоне БАМ, пояснил замглавы Минстроя Юрий Гордеев, — 5729 семей, на что требуется 27,3 миллиарда рублей.

БАМ — железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяженностью 4324 километра. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Проходит примерно в 610-770 километрах к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Основной этап строительства магистрали пришелся на 1974-1984 годы. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты.

Полностью материал читайте на сайте «Парламентской газеты»