Гражданское общество как одна из основ суверенной государственности

Тенденции государственного развития последнего времени таковы, что государства всё больше ориентируются на необходимость реализации сдержанной правовой политики в тех сферах отношений, в рамках которых общество способно самостоятельно, без непосредственного участия государства определять правила поведения.

Тема избыточности нормативного регулирования, источником которого часто является государство, и произвольного вмешательства публичных институтов в самоуправляемые сферы общественных отношений является краеугольным камнем проблематики гражданского общества в любом правопорядке.

В то же время именно в стремлении населения самостоятельно регулировать происходящие в обществе процессы проявляется непосредственная взаимосвязь между деятельностью институтов гражданского общества и обеспечением суверенитета государства. Невмешательство властей в общественные процессы в тех случаях, когда это не является необходимым для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, выступает гарантией гармоничного развития общественной сферы и повышения качества социального диалога.

Но, к сожалению, когда государство лишает соответствующие сферы контроля, рассчитывая на то, что регулирование общественных процессов в таких сферах будет осуществляться в рамках функционирования национальных институтов гражданского общества, зачастую деятельность некоммерческих организаций и различных гражданских объединений может подменяться иностранным влиянием.

Под воздействием иностранного вмешательства гражданское общество лишается способности самостоятельно определять внутриполитическую повестку и находить решения возникающих проблем.

При таких обстоятельствах гражданское общество уже не выражает единую общественную позицию по тому или иному вопросу, а становится проводником внешнеполитических интересов зарубежных государств. Под воздействием иностранного вмешательства гражданское общество лишается способности самостоятельно определять внутриполитическую повестку и находить решения возникающих проблем.

В приведённой ситуации государство вынуждено с целью содействия институтам гражданского общества в обретении истинной независимости предпринимать меры, направленные на противодействие иностранному вмешательству в общественные процессы. Именно в этом состоит основная цель ряда законодательных нововведений последних лет, в частности, определения особенностей регулирования деятельности некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента.

Наличие специального регулирования в отношении НКО по сравнению с иными видами юридических лиц и ограничение контрольной деятельности государства опосредовало широкое «использование» НКО в скрытой политической деятельности. Практика осуществления НКО политической деятельности, финансируемой из-за рубежа, крайне распространена. Такие организации аккумулируют существенные денежные потоки. НКО, которые получают финансирование из иностранных источников и участвуют в политической деятельности, признаются организациями, выполняющими функции иностранного агента, при этом из такого статуса следует ряд обязанностей, которые должны быть исполнены НКО с целью обеспечения транспарентности собственной деятельности, в первую очередь — перед обществом.

Возлагаемые на такие организации требования не предусматривают чрезмерных обязанностей НКО и направлены исключительно на информирование граждан об источниках финансирования деятельности таких НКО и обеспечение контроля государства над расходованием получаемого ими финансирования.

Следует подчеркнуть, что регулирование деятельности иностранных агентов в Российской Федерации не является чем-то качественно новым.

Следует подчеркнуть, что регулирование деятельности иностранных агентов в Российской Федерации не является чем-то качественно новым. Схожее регулирование действует в Соединённых Штатах Америки с 1938 года. Однако положения законодательства США являются куда менее либеральными по сравнению с российским регулированием. К тому же законодательство США, регламентирующее вопросы деятельности иностранных агентов, является довольно динамичным. Даже в настоящее время на рассмотрении конгресса США находятся законопроекты, которыми предлагается расширить полномочия Генерального прокурора в части мер, которые могут быть приняты для выявления иностранных агентов, а также осуществления контроля над их деятельностью.

Кроме того, в связи с тем, что само по себе гипотетическое вмешательство граждан России и российских структур в выборы президента США 2016 года вызвало широкий общественный резонанс, что опосредовало необходимость всестороннего рассмотрения соответствующих фактов, в США предлагаются и иные инициативы, направленные на обеспечение собственного суверенитета.

В частности, в настоящее время на рассмотрении сената конгресса США находится законопроект, предполагающий учреждение комиссии для рассмотрения фактов, касающихся официальных и неофициальных российских кибернетических операций и других попыток вмешательства в национальные выборы США 2016 года и для других целей. Законопроект предполагает учреждение независимой комиссии по пресечению вмешательства России в выборы в США, которая должна рассмотреть и проверить попытки российского Правительства и иных организаций, прямо или косвенно связанных с Россией или российскими физическими и юридическими лицами, вмешательства в избирательный процесс в США.

Несмотря на то, что США принимается широкий комплекс мер, направленных на противодействие иностранному вмешательству, и действия США в то же самое время имеют характер откровенного вторжения во внутриполитические вопросы иностранных государств, это не находит осуждения у российской так называемой либеральной общественности, допускающей возможность существования гражданского общества в государстве, суверенитет которого постоянно проверяется на прочность.

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 1451

04.02.2019 13:50



Загрузка...

Популярно в соцсетях