Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Госдума защитит авторские права в Интернете

Нерасторопность Правительства позволяет процветать пиратскому контенту на «зеркальных» сайтах

21.12.2016 14:16

Автор: Юрий Скиданов

Госдума защитит авторские права в Интернете
  © Михаил Нилов/ПГ

Факт из хроники уходящего года: в России информационные технологии стали второй по значению экспортной отраслью:  запросы виртуального пространства оказывают вполне реальное воздействие на действительность. Леонид Левин, председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, размышляет в пресс-центре Парламентской газеты о том, как законодательно оформить и укрепить развитие информационного общества.

- Леонид Леонидович, новый технологический уклад, перейти к которому сегодня — важнейшая политическая задача, это, прежде всего, развитие информационной основы материального производства, компетенция Вашего Комитета, который в этом смысле обеспечивает законодательное ядро  данного направления экономических реформ. Какие законопроекты с учетом преемственности работы Госдумы в прошлом году разработаны? 

- Прежде всего, хочу отметить, что новая Дума, несмотря на довольно существенное обновление состава, без особой раскачки взялась за работу. Парламентские дискуссии стали ещё более содержательными, а обсуждение законопроектов с учётом этого потребовало больше времени. Это я к тому, что иногда можно прочитать, что Дума не укладывается в график работы над законами. Абсолютно не так, всё идет по плану, даже учитывая то, что новый Председатель Государственной Думы предъявляет повышенные требования — в том числе требует закончить старые законопроекты, которые годами не рассматривались, накапливаясь в комитетах и комиссиях. А все запланированные в этом созыве важнейшие законопроекты и по бюджетному процессу, и по социальной тематике уже приняты или близки к принятию. 

По профилю нашего Комитета я выделил бы несколько важных, на мой взгляд, законопроектов, уже ставших законами. Во-первых, сохранение льгот по социальным выплатам для ИТ-компаний, об экспортных успехах которых упоминал Президент России в Послании Федеральному собранию. Во-вторых, одобрен законопроект, который запрещает сообщать информацию о производстве и рекламировать в интернете некоторые опасные вещества — наркотики, которые раньше не были включены в списки запрещенных препаратов — спайсы. Оперативно приняли законопроект, который увеличивает до 45 процентов рекламные площади в СМИ, думаю, коллегам из печатных СМИ будет жить полегче в условиях кризиса. Это только в осеннюю сессию, не считая работы над бюджетными корректировками и другими не менее важными законами.

Если же оценивать итоги года в целом, с учётом преемственности, как вы говорите, то можно выделить и другие законы, важные для информационной сферы. К примеру,  обрёл силу закона первый шаг по уравниванию налогообложения для российских и иностранных Интернет-компаний (журналисты называют это налогом на ГУГЛ). Теперь российские компании могут рассчитывать на более комфортные условия для деятельности и развития. Расширены возможности операторов мобильной связи по общему использованию частот, так называемый закон о шеринге. Если у операторов не хватает вышек сотовой связи в каком-либо регионе, теперь на законных основаниях появляется возможность обеспечить потребителю качественную связь за счёт совместного использования инфраструктуры. Данный закон позволит снизить затраты на строительство вышек до 40% и протягивать сотовые сети туда, где это ранее было невыгодно.

- А что ещё нового в уходящем году было в законодательстве для средств массовой информации?

- Довольно оживленно обсуждался  в прессе и социальных сетях закон о новостных агрегаторах, которые в принятой версии не будут отвечать за информацию сайтов, зарегистрированных как средства массовой информации. Новостной поток теперь будет структурирован, в том числе и по признаку ответственности за достоверность передаваемой информации. 

Также мы приняли так называемый закон «О 21-й кнопке», в котором реализован справедливый принцип обязательного размещения в кабельных сетях одного регионального канала, который будет выбирать комиссия при Правительстве России. Этот канал будет вещать в каждом субъекте на 21-й кнопке. Таким образом, предполагается исключить возможные конфликтные ситуации, когда региональные власти могут диктовать тележурналистам свое видение той или иной проблемы, манипулируя допуском в кабельные сети. Также мы упростили и взаимодействие журналистов с местными властями: на основе принятого закона стало везде возможна обязательная и безусловная аккредитация журналистов при всех муниципальных органах власти по заявительному, а не разрешительному принципу. Возможности журналистов в регионах получать доступ к источникам информации ощутимо возросли. Теперь местные власти не могут отказывать журналистам в аккредитации по формальному признаку отсутствия соответствующего порядка.

- Вы перечислили законодательные новшества из разных сфер жизни, объединенных одним признаком, вовлеченностью в информационные потоки. Не сформировались ли условия для того, чтобы создать отдельную фундаментальную область законодательства — информационное право, подобное, скажем, морскому или хозяйственному праву — и по признаку сферы действия, и по признаку функциональности, чтобы закон действовал автоматически, не дожидаясь дополнительных актов. Я приведу пример, чтобы пояснить свою мысль: есть закон об охране в Интернете авторских прав, проще говоря, пользователь не может бесплатно посмотреть, в частности, новый фильм или прочитать новую книгу, без согласия автора, сайты, где это можно сделать, Роскомнадзор блокирует. Однако мгновенно возникают другие сайты — их называют «зеркальными, «двойниками» и так далее, где без проблем можно просмотреть подобный нелегальный контент…

- Попробую ответить по порядку. Наверное, со временем может быть сформирована отдельная отрасль российского законодательства — информационное право. Пока же, на мой взгляд, достаточно успешно функционирует постепенно складывающаяся совокупность законов, регулирующих сетевое информационное пространство и деятельность СМИ. Но, как Вы справедливо заметили, есть и исключения. В законе, посвященном защите авторских прав, не предусмотрели в свое время автоматическое блокирование сайтов с одинаковым пиратским содержанием. Чтобы Роскомнадзор осуществлял эту санкцию в отношении практически идентичных по содержанию сайтов, каждый раз необходимо новое решение судебных органов. Законопроект, позволяющий делать это в автоматическом режиме, фактически представляющий собой техническую меру, давно должно было представить Правительство. Однако этого до сих пор не произошло. А тема крайне остра, авторы книг и музыки, кинофильмов и сериалов, теряют свои доходы, ситуация в принципе ничем не отличается от примитивного воровства. Если в ближайшее время к нам не поступит соответствующий проект закона, то мы будем вынуждены сами его внести в парламент для устранения этого правового пробела.

- На исходе года была утверждена обновленная Доктрина информационной безопасности с довольно строгими формулировками, чем была вызвана необходимость ужесточить требования к информационной безопасности?

- Насколько мне известно, еще в 1996 году Совет Безопасности России начал формулировать принципы информационной безопасности, которые после того, как Владимир Путин был избран в 2000 году Президентом России, были изложены в виде Доктрины. За 16 лет ситуация в мире и технологии продвижения интересов наших геополитических конкурентов довольно ощутимо изменились в сторону большего технического и организационного совершенства. Можно отметить, что факторы военной силы в недавних конфликтах очень часто менее эффективны, чем факторы информационной агрессии и приёмов управления массовым сознанием. Сегодня Интернетом в нашей стране по расчетам экспертов охвачено около 70 процентов населения, причем эта цифра включает и людей пожилых, чего еще пять-десять лет назад не было. Появились обширные возможности влияния через программное обеспечение на критические экономические и управленческие точки государства. Не отреагировать на новые вызовы государство не могло. Выделил бы несколько важнейших аспектов Доктрины. Это определения национальных интересов страны, которые в том числе, включают право граждан на достоверную информацию. Определение характера, вида и направления угроз в информационной сфере, из этого вытекает, в том числе и необходимость создания национальных стратегических информационных систем, полностью разработанных и произведенных в нашей стране. Кстати, Государственной Думой уже принят и действует закон «О реестре отечественного программного обеспечения», который устанавливает механизмы приоритета закупки отечественных программ для государственных нужд.

Доктрина информационной безопасности — это не документ прямого действия, а как сказано в её преамбуле это «система государственных взглядов», она определяет стратегические ориентиры государства. Пути движения к этим ориентирам оформляются законодательно, в том числе и решениями Парламента. Можно констатировать, что все профильные законопроекты Комитета соответствуют установкам Доктрины информационной безопасности. Работая над законами в этой сфере, всегда важно помнить, что повышение уровня и качества информационной безопасности ни в коей мере, на мой взгляд, не может противоречить трансграничной природе Интернета. Гармонизировать отечественное и международное законодательство, регулирующее трансграничное виртуальное пространство, — это задача на последующие годы, решение которой, надеюсь приведёт к созданию новой международной организации, условно говоря, Интернет-ООН, которая сможет выработать общие принципы функционирования планетарной Сети.

- Что впереди у Комитета? Какие законопроекты будущего года можно выделить в качестве важнейших?

- Общее направление прежнее — защита интересов наших граждан, российского Интернет-сообщества, дальнейшее укрепление информационной безопасности страны, сохранение и поддержка трансграничных принципов сетевого информационного пространства.. В январе мы рассмотрим законопроект «Об онлайн кинотеатрах» — первый опыт регулирования ОТТ-сервисов. Важен внесённый правительством пакет законопроектов о критической инфраструктуре Интернета, который вводит категориальные понятия, что такое критическая информационная инфраструктура и её объекты, устанавливает особые меры ответственности за причинение им вреда. Также будем обсуждать другой важный правительственный законопроект, — о том, как оповещать через СМИ население в чрезвычайных ситуациях условиях современного сетевого общества. Есть и другие, не менее значимые законодательные новшества.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 4408

Ещё материалы: Леонид Левин