Межмуниципальное сотрудничество требует перезагрузки

В старинном русском городе на Волге, тверском Калязине прошло расширенное заседание Правления Ассоциации малых и средних городов России. Ассоциация малых и средних городов России — один из четырех основных межмуниципальных союзов страны, объединяющий свыше 100 городских и сельских поселений — уже более двадцати лет лоббирует интересы российской глубинки на федеральном уровне.

Среди задач, которые она призвана решать, — такие глобальные, как участие в развитии местного самоуправления, мониторинге ситуации на местах и содействие формированию законодательства, так и вполне конкретные — обмен опытом и информирование глав муниципалитетов.

Президент ассоциации, глава Дмитровского муниципального района Московской области Валерий Гаврилов, открывая собрание, напомнил: межмуниципальное сотрудничество в стране вступает в фазу перезагрузки. Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО), который сегодня возглавил председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев, выступил с планом модернизации. Он, безусловно, коснется и сотрудничества малых и средних городов.

Преобразования займут около двух лет, и работа будет строиться по «палатному» принципу. Ясно, что большие и малые города, районы и поселения имеют разные, часто противоположные, мнения и интересы. Поэтому конгресс образует отдельные палаты для каждого из типов муниципальных образований. Ассоциация малых и средних городов может и должна принять участие в формировании собственной палаты. Ей также предстоит делегировать специалистов с мест и экспертов по направлениям муниципальной деятельности в координационный совет и профильные комитеты ОКМО. Так ассоциация сможет донести голос с мест на федеральный уровень. Не менее важно и взаимопонимание с региональными властями.

«Законодательное собрание субъекта не должно принимать решения без согласования с органами местного самоуправления», — отметил Валерий Гаврилов. В условиях глобализации, крупномасштабных реформ, постоянно меняющегося законодательства и хронического безденежья местных властей малые города особенно уязвимы. И тем ценнее опыт тех, кто не только сумел «удержаться на плаву», но и эффективно развивает экономику, социальную сферу, создает комфортную среду проживания. Такие, как, например, Калязин, не случайно выбранный местом для столь важного разговора мэров малых городов.

Ещё в 2007 году первыми среди аналогичных по численности жителей муниципалитетов калязинцы разработали и презентовали инвестиционный паспорт района. За последние 10 лет объем инвестиций, привлечённых в экономику района составил около 5 миллиардов рублей. Бюджет вырос в 2 раза, промышленное производство — в 3,5 раза.

Глава Калязинского района Константин Ильин рассказал коллегам, что по аналогии с ассоциацией здесь уже несколько лет работает Совет представительных органов муниципальных образований, где обсуждаются самые злободневные вопросы местной жизни. Часть из них благодаря объединению усилий удается решить. Если же проблемы выходят за рамки полномочий района, члены совета используют свое право голоса. Так, на последнем заседании депутатам Государственной Думы было направлено сразу несколько запросов и предложений по улучшению ситуации в агропромышленном комплексе, развитию и поддержке малого бизнеса, внесении изменений в Земельный кодекс РФ, улучшении работы в области утилизации бытовых отходов.

Через Ассоциацию малых и средних городов калязинцы выступали против введения социальных норм потребления электроэнергии, закона о ювенальной юстиции, разрушительных реформ в образовании. По мнению практиков местного самоуправления, законы, принятые в последнее время в этих сферах неоднозначны, непонятны, трудно исполнимы и порой только усугубляют ситуацию на местах.

Интерес любого руководителя муниципалитета — развивать свою территорию, использовать имеющиеся ресурсы, находить те её особенности, на которые можно сделать ставку, привлекать инвестиции, создавать рабочие места, чтобы работали предприятия, жили люди, занимались сельским хозяйством, создавали семьи. Делать это непросто.

Бюджет в расчёте на душу населения по регионам России в разы (в 10-12 раз) отличается в зависимости от экономического потенциала и политических факторов. Даже внутри Тверской области разница между бюджетами сильных и слабых поселений в 400 раз в расчёте на одного жителя!

Местная власть работает лицом к лицу с проблемами населения, решая их в сложных финансовых условиях, которые в последние годы усугубились. У муниципальных образований за последние годы забрали многие налоговые источники, не решён главный вопрос — финансирование полномочий. Они обречены быть всегда виноватыми перед населением, государственной властью, надзорными органами. Но так быть не должно. Решив, что спасение утопающих дело собственных рук, ответственные местные власти объединяются, чтобы сообща добиваться решения проблем своих жителей. 

Если представить страну деревом, то её корни — это малые города и поселения с их многочисленными нуждами и проблемами. А ведь без корней дерево жить не может. Провинция России — это её основа и стабильность, её душа, традиции и культура, ресурсы и надёжный тыл.

Просмотров 958

19.08.2015 14:35