Сенатор Андрей Клишас: Регионы высоко оценивают новации в законодательстве, но считают, что их недостаточно

— Необходимость повышения качества законодательных актов и эффективности их реализации, совершенствования законотворческого процесса и укрепления единства правового пространства страны обусловливает необходимость постоянного мониторинга реализации приоритетов госполитики, в том числе на уровне субъектов федерации.

Напомню, что именно Совет Федерации стоял у истоков отечественной системы мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практики. Одной из составляющих работы, которую мы проводим совместно с регионами с 2004 года, стала подготовка ежегодных докладов Совета Федерации о состоянии законодательства. В прошлом году мы перешли на совершенно новый формат работы — Отчёт о состоянии российского законодательства. Были обновлены и подходы к содержанию документа.

Во исполнение решения Президиума Совета законодателей от 4 февраля 2014 года нами был проведен анализ целого ряда сфер правового регулирования, таких как местное самоуправление; избирательное законодательство; бюджетное законодательство; законодательство о налогах и сборах; законодательство о культуре; законодательство об опеке и попечительстве и законодательство о социальной защите инвалидов.

Анализ производился на основании материалов, поступивших от законодательных органов 78 регионов, и включает в себя тезисы, содержащие оценку субъектами РФ принятого в уходящем году федерального законодательства, его реализацию на уровне регионов, а также  предложения субъектов РФ по совершенствованию федерального законодательства и планы субъектов Федерации по совершенствованию региональных законов. В Отчёте мы отразили не только тенденции развития законодательства в уходящем году, но и основные направления его дальнейшего совершенствования.

Анализ предложений субъектов РФ показывает, что основные усилия регионов направлены на реализацию задач, поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года и конкретизированных в федеральном законодательстве. В целом, регионы оценивают изменения в перечисленных сферах правового регулирования положительно. Но, несмотря на высокую оценку новаций, регионами нередко отмечается недостаточность принимаемых на федеральном уровне мер.

Так, например, в этом году принято около двух десятков федеральных законов в сфере налогов и сборов. В целом регионы оценивают эти изменения положительно. В то же время большинством регионов отмечается, что принимаемых налоговых мер недостаточно, многие проблемы финансового обеспечения региональных и местных бюджетов остаются нерешенными. Материалы, поступившие в адрес Совета Федерации от субъектов федерации, резюмируют, что объемы налоговых и неналоговых доходов не обеспечивают исполнение расходных обязательств, нормативы отчислений федеральных налогов требуют углубленного анализа и, возможно, пересмотра по его результатам.

В большинстве субъектов федерации работа по реализации принимаемого федерального законодательства проводится на регулярной основе с последующей концептуальной проработкой и правовым оформлением в форме соответствующих планов по реализации поставленных задач. Так, например, в целях совершенствования регионального законодательства о местном самоуправлении регионы разрабатывают проекты законов о поддержке различных форм МСУ, а также о механизмах непосредственного участия населения в его осуществлении. Некоторые регионы идут по пути разработки законодательных актов, непосредственно направленных на господдержку территориального общественного самоуправления. Среди важных направлений совершенствования регионального законодательства следует также отметить работу по реформированию избирательного процесса на муниципальном уровне. Заслуживают внимания планы регионов в сфере уточнения отдельных вопросов проведения местных референдумов. В этих целях разрабатываются законопроекты, которыми устанавливается порядок отзыва депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Предложения регионов по совершенствованию федерального бюджетного законодательства в основном касаются таких сфер, как межбюджетные отношения и институт трансфертов. Немало замечаний субъекты Федерации высказали по поводу необходимости устранения несогласованности норм законодательных актов, совершенствования законодательства в части регулирования государственных программ, предоставления государственных (муниципальных) гарантий и вопросов регулирования объема государственного долга субъекта Федерации.

Материалы, полученные из субъектов Федерации, достаточно полно демонстрируют наработанную ими правоприменительную практику. Это в перспективе позволит определить основные «проблемные зоны» действующего федерального и регионального законодательства, а также тенденции, которые могут повлиять на ход его реформирования. Пакет системных мер по совершенствованию российского законодательства, предлагаемых региональными законодателями, призван стать основой при формировании государственной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

С учётом сказанного очевидно, что содержащиеся в Отчёте предложения по совершенствованию законодательства РФ целесообразно учесть в деятельности Совета Федерации и других государственных органов. Поэтому проект соответствующего Постановления Совета Федерации «Об Отчёте о состоянии российского законодательства в 2014 году» содержит следующие рекомендации:

- Президиуму Совета законодателей одобрить основные положения, выводы и рекомендации Отчёта;

- законодательным органам власти субъектов Федерации использовать выводы и рекомендации Отчёта в своей деятельности;

— комитетам Совета Федерации, членам  палаты использовать выводы и рекомендации Отчёта при планировании и осуществлении законотворческой деятельности.

Источник: пресс-служба СФ

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 1267

17.12.2014 17:02