Лебедь, рак и щука прибыли в Брюссель: о чем они договорятся на открывающемся саммите ЕС
На повестке переговоров — Украина и новые военные расходы
В столице Бельгии 18 и 19 декабря пройдет последний в этом году саммит ЕС. На этой встрече лидерам союза предстоит обсудить ряд важных вопросов, включая финансирование Украины на 2026-2027 годы, рамки следующего семилетнего бюджета ЕС, расширение интеграционного объединения и еще много других непростых тем. «Парламентская газета» разбирается, что стоит ждать от этой встречи на высшем уровне.
И хочется, и колется
Главным вопросом саммита станет, выражаясь словами Остапа Бендера, «ремонт провала» украинского бюджета на ближайшие два года. По оценке МВФ, на которую опирается Еврокомиссия, Киеву потребуется примерно 135 миллиардов евро на этот период. Таких денег у европейцев нет, зато есть замороженные активы российского Центробанка, в связи с чем дискуссии последних недель напоминали сказку про репку: часть стран ЕС пыталась «вытянуть» эти средства, а Бельгия, на территории которой расположен депозитарии Euroclear, отчаянно сопротивлялась. На прошлой неделе ЕС уже согласовал бессрочную заморозку около 210 миллиардов евро российских суверенных активов, чтобы убрать риск регулярного продления санкций и потенциальных блокировок со стороны отдельных стран, но убедить Брюссель использовать «кубышку» так и не удалось.
Согласно предварительной повестке саммита, на обсуждение должна была быть вынесена схема крупного кредита Украине, обеспеченного спорными активами. Фактически речь шла о «репарационном займе», который Киев должен погасить лишь в случае будущих выплат со стороны России. Идея давно вызывает острые юридические и финансовые возражения, ведь Бельгия опасается негативных последствий для Euroclear и национального бюджета, а Европейский центральный банк предупреждает о рисках для доверия к евро и финансовой стабильности.
Впрочем, в последний момент повестку поменяли. Как пояснил глава венгерского правительства Виктор Орбан, его страна вместе с рядом других государств выступили против экспроприации российских активов, поэтому руководство ЕС было вынуждено снять этот вопрос с обсуждения. Получается, что лидеры ЕС хотят, с одной стороны, дать Киеву деньги на продолжение войны, а с другой — опасаются, как бы не навредить своим и так не идеальным финансовым и банковским системам. Решения пока нет, вряд ли оно будет найдено на самом саммите.
Дайте денег
Однако не только Украина будоражит европейскую элиту. Второй «тяжелый блок» вопросов составляет обсуждение долгосрочного финансового плана ЕС на 2028-2034 годы, о котором «Парламентская газета» уже писала. Лидеры интеграционного объединения должны проанализировать предложения к этому объемному документу и сформулировать политические ориентиры для следующей фазы его согласования. В аппарате Европейского совета рассчитывают договориться по плану к концу 2026 года, чтобы новые программы могли стартовать без задержек. Однако даже предварительные контакты уже показали, что бюджетная дискуссия упирается в конкуренцию между приоритетами, среди которых оборона и безопасность, поддержка Украины, промышленная политика, миграция, «зеленые» технологии и обслуживание уже взятых общесоюзных заимствований. Денег мало, а желаний много, поэтому придется чем-то жертвовать.
Проект бюджета у многих вызывает вопросы, например, «состоятельные» члены ЕС и их финансовые ведомства критикуют как увеличение общего размера «кубышки», так и новые налоги. Небольшие страны Европы боятся нового механизма постоянных общих заимствований, который предполагает выпуск Еврокомиссией еэсовских долговых бумаг. Вернее, этот инструмент уже применялся для внеочередного привлечения средств, но теперь предлагается сделать его обычным способом финансирования программ интеграционного объединения и выдачи займов его членам. Новые кредиты пригодятся для финансирования военной промышленности через многочисленные программы развития ВПК.
Очередь на вход
Отдельная часть саммита — расширение ЕС и внутренние реформы союза. Сейчас на членство претендует девять стран: Албания, Босния и Герцеговина, Грузия, Молдавия, Северная Македония, Сербия, Турция, Украина и Черногория. Правда, ситуация у каждой из них разная. Например, Анкара уже 26 лет ждет своей очереди на присоединение к объединению и потеряла всякую надежду, а Западные Балканы только начинают делать шаги в этом направлении.
Украинский случай остается самым проблемным. На фоне сопротивления Будапешта ЕС продолжает толкать процесс вперед, и Брюссель должен передать Киеву детализированный перечень реформ, необходимых для продвижения к членству, несмотря на сохраняющееся венгерское «нет» по ключевым процедурным шагам.
За сутки до нынешнего саммита в Брюсселе прошла встреча на высшем уровне в формате ЕС — Западные Балканы, где была принята декларация, которая фактически будет задавать тон для обсуждения расширения ЕС. В частности, в документе была подтверждена перспектива реального членства стран региона и подробно расписана постепенная интеграция этих государств в единый рынок, а также сопутствующие меры.
Но в целом от саммита ЕС не ждут каких-то особых прорывов по вопросу расширения. Как правило, в этом формате фиксируют прогресс по выполнению кандидатами требований Брюсселя и намечают планы работ.
Кто в лес, кто по дрова
В этом году одной из характерных проблем саммита станут противоречия между членами ЕС по большому спектру вопросов. Есть недопонимание по Украине, ведь Германия в публичной риторике канцлера Мерца занимает жесткую позицию, считая использование активов критически важным инструментом как давления на Россию, так и финансирования украинской обороны. На противоположном полюсе находится Венгрия, которая называет такие шаги эквивалентом объявления войны и в целом выступает против схем, которые, по оценке Будапешта, подпитывают военный конфликт.
Еще одно серьезное противоречие касается завершения торгового соглашения между Евросоюзом и южноамериканским блоком МЕРКОСУР. Оно обсуждается десятилетиями, но именно сейчас, когда оно близко к подписанию, внутриевропейские разногласия достигли критической точки. Франция возглавляет коалицию противников документа в его нынешнем виде, требуя усиления защитных механизмов для европейского агросектора. Ей противостоит Германия вместе с рядом других стран, которые рассматривают сделку с МЕРКОСУР как стратегически важную для торговой диверсификации снижения зависимости от китайского рынка. На саммите лидерам придется сделать выбор: либо пойти на подписание соглашения с оговорками, либо отложить его принятие, чтобы «торговая война» внутри Европы не подорвала единство именно в тот момент, когда нужно принимать стратегические решения по Украине и другим критическим проблемам.
Спорных вопросов на повестке еще много: это и миграция, и ближневосточный конфликт, и другие темы, где еэсовские лидеры пока с трудом ищут точки соприкосновения. В целом противоречий уже накоплено немало, поэтому декабрьский саммит, вероятнее всего, станет не точкой финальной определенности, а моментом, когда Европа вынуждена будет честно обозначить свои противоречия и попытаться согласовать в этих условиях хоть какой-то общий курс.
Читайте также:







