Соцгарантии, суверенитет, ценности: как Конституция задала вектор развития России
Сенатор Клишас рассказал о новом прочтении Основного закона РФ на мировой арене
Ежегодная индексация пенсий и соцвыплат, доступность медпомощи и защита трудовых прав, укрепление суверенитета, защита исторической правды и ценностей — все эти принципы и гарантии закреплены на конституционном уровне и постоянно совершенствуются. Пять лет назад россияне проголосовали за поправки в Основной закон, которые повлекли новый виток обновления законодательства. Как Конституция влияет на жизнь россиян и как поправки отразились на позициях нашей страны на международной арене, в интервью «Парламентской газете» в преддверии 32-й годовщины принятия Основного закона, которая отмечается 12 декабря, рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
- Андрей Александрович, как вы оцениваете эволюцию Конституции России за последние десятилетия и какую роль она сыграла в формировании современного государственного устройства?
- С момента принятия в 1993 году Конституция вместе со страной преодолела большой путь трансформации. Это история эволюционного развития, которая подтвердила роль Конституции как живого, но устойчивого фундамента Российского государства. Основной закон продемонстрировал гибкость — вплоть до 2020 года в него вносили лишь минимальные сущностные изменения.
Безусловно, ключевым этапом эволюции стала конституционная реформа 2020 года. Поправки позволили учесть актуальные тенденции развития России, определили вектор ее внутреннего развития и взаимодействия с субъектами международных отношений. Можно сказать, что они уже прошли проверку временем и доказали свою актуальность и в период пандемии COVID-19, и в условиях растущей геополитической нестабильности, включая введение незаконных рестрикций в отношении нашей страны. Это лишь подтверждает способность Конституции защищать наше общество в самых разных условиях.
За эти тридцать два года Конституция не только осталась ценностным ядром российской государственности, но и стала действенным инструментом ее модернизации.
- Какие изменения вы считаете наиболее важными для развития государства и общества?
- Закон о поправке к Конституции стал выражением глубоких ценностных и стратегических установок национального развития нашей страны, поэтому выделить из них самые важные невозможно.
Тем не менее с учетом тех вызовов, которые стоят перед нами сегодня, становится очевидно, что особенно актуальными оказались те изменения, которые усилили социальную направленность нашего государства и укрепили его суверенитет. Социальный блок поправок — это и гарантии индексации пенсий, поддержка материнства и детства, доступность медицинской помощи, защита трудовых прав — напрямую связан с повседневной жизнью миллионов граждан. Вопросы суверенитета, в свою очередь, приобрели особую значимость в ситуации усиливающегося внешнего давления и попыток навязать нашей стране решения, противоречащие ее национальным интересам. В частности, в этой связи мы имеем поправку о приоритете Конституции над решениями международных органов.
Не менее значимым стало и введение в текст Основного закона традиционных ценностей как основы российской идентичности.
Все эти изменения создали прочную правовую и идеологическую базу для устойчивого развития нашей страны.
- Как идет процесс имплементации конституционных поправок в текущее законодательство? Какие результаты уже видны?
- Все необходимые законы приняты. Но работа не останавливается — законодатель продолжает раскрывать закрепленные в Конституции принципы. Например, в социальной сфере мы расширяем поддержку материнства, детства, семей с детьми, совершенствуем механизмы реализации их прав. Одновременно законодатель оперативно реагирует и на внешние вызовы, это касается и обеспечения суверенитета, защиты исторической правды и традиционных ценностей.
- Как повлияли поправки в социальном блоке на жизнь граждан? Какие конкретные изменения ощутили россияне?
- Россия — социальное государство, в котором социальная функция сегодня приобретает характер определяющей, государствосохраняющей функции. Мы действительно подняли ряд гарантий социальных прав на конституционный уровень.
Конституция провозгласила уважение государством труда граждан. Государство обязано ежегодно индексировать пенсии и социальные выплаты, а минимальный размер оплаты труда — устанавливать не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Эти нормы особенно важны в условиях инфляции и внешнего экономического давления.
Особое внимание уделяется детям. Впервые в Основном законе закреплено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Это значит, что все — от образования и здравоохранения до культурной и патриотической среды — должно быть направлено на их всестороннее развитие. Государство берет на себя ответственность не только за материальное благополучие детей, но и за передачу им нравственных ориентиров.
Не менее важно укрепление семьи как социального института. Конституция обязала Правительство вести единую социально ориентированную политику в части поддержки семьи, материнства, отцовства и традиционных семейных ценностей. Это легло в основу целого ряда мер — от расширения программ материнского капитала до поддержки многодетных семей и молодых родителей. Это льготы, пособия, прямые выплаты и другие меры поддержки.
- Как поправки повлияли на развитие федеративных отношений и расширение полномочий регионов?
- Если мы говорим об оформлении единой системы публичной власти, то в развитие ряда поправок мы провели очень большую работу по закреплению этой системы — были приняты федеральный конституционный закон о Правительстве, федеральные законы о Госсовете, об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ и об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти.
Реализация принятого законодательного массива позволила обеспечить консолидацию публичной власти, повысить эффективность государственного управления в целях решения задач социально-экономического развития России в интересах населения. Это и повышение ответственности органов власти, пересмотренный перечень полномочий субъектов, законодательных собраний регионов, полномочий органов местного самоуправления, создание финансовых и контрольно-счетных органов, установление единых сроков полномочий глав субъектов, регулирование вопросов совместного ведения.
Важно отметить ключевые изменения на местном уровне власти — введение одноуровневой системы местного самоуправления и новый подход к распределению полномочий. Это позволило, с одной стороны, избежать дублирования функций, а с другой стороны, перекладывания ответственности с одного уровня муниципалитета на другой. Теперь органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта в пределах субвенций, предоставленных местным бюджетам. Это правовое положение позволит создать необходимые условия для реализации важнейшего бюджетного принципа, в соответствии с которым не допускается передача полномочий без передачи финансового обеспечения.
- Какие меры были приняты для защиты исторической правды и традиционных ценностей после внесения соответствующих поправок?
- Поправки отразили такие фундаментальные ценности, как историческая правда, защита памяти предков, традиционные представления о семье, материнстве и детстве. Эти и многие другие положения стали основой для системных мер, направленных на укрепление национальной идентичности и духовно-нравственного единства в обществе.
В Конституции также закреплено, что Россия, объединенная тысячелетней историей, хранит память о подвиге защитников Отечества, признает исторически сложившееся государственное единство и не допускает умаления значения народного героизма. Развивая эти положения, за последние годы был принят ряд важнейших законов — о защите исторической памяти о Второй мировой войне, о сохранении памятников и мест боевой славы, об увековечивании памяти защитников Отечества, о противодействии фальсификации истории. В 2025 году был принят закон об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны — впервые в российском законодательстве закреплено само понятие «геноцид советского народа», установлен правовой порядок захоронения и перезахоронения жертв, проведения поисковых работ.
При этом защита исторической правды осуществляется не только в рамках образовательной политики и культурных инициатив, но и во внешнеполитическом контуре. В условиях, когда в мире мы все чаще видим попытки переписывания итогов Второй мировой войны или реабилитации нацизма, эта позиция приобретает особую значимость.
Не менее последовательно государство действует и в сфере сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей. Конституционный суд подчеркнул: семья, материнство и детство в их традиционном, унаследованном от предков понимании — это основа преемственности поколений и условие выживания многонационального народа России. В развитие этих конституционных положений в 2021 году была обновлена Стратегия национальной безопасности, где защита духовно-нравственных ценностей объявлена национальным приоритетом. А уже в 2022 году утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Сегодня эта политика реализуется комплексно: от запрета деструктивной пропаганды до поддержки семейных инициатив и патриотического воспитания молодежи.
На фоне глубокого системного кризиса западной модели, которая размывает моральные ориентиры и отрицает историческую память, Россия делает осознанный выбор в пользу идей преемственности идеалов поколений, защиты традиционных ценностей и необходимости обеспечения исторической правды. Конституция выступает здесь не только юридическим, но и моральным компасом этого выбора.
- Как изменилось восприятие России на международной арене после конституционных изменений?
- В условиях растущей международной нестабильности укрепление государственного суверенитета становится приоритетной задачей. Россия всегда была и остается добросовестным участником международного права и готова исполнять все взятые на себя обязательства в рамках ратифицированных соглашений.
При этом мы с вами видим, что в последние годы все чаще возникают ситуации, когда толкование международных норм используется для навязывания России правил, с которыми она никогда не соглашалась.
Именно поэтому поправками была включена норма, которая сегодня играет определяющую роль в поддержании государственного суверенитета страны. Статья 79 в редакции закона о поправке ограничила возможность влияния наднациональных органов на внутригосударственные дела посредством запрета на исполнение решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции.
Это положение стало не формальным изменением, а осознанным шагом, который позволил стране уверенно отстаивать национальные интересы даже в условиях беспрецедентного внешнего давления и обеспечить защиту наших граждан от необоснованных и политически мотивированных решений наднациональных органов.
Такой подход укрепляет позиции России как независимого игрока, который строит внешнюю политику на принципах справедливости, уважения к другим и безусловной защите своего суверенитета и территориальной целостности.
Ещё материалы: Андрей Клишас






