Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Андрей Клишас рассказал, как Конституция помогает людям в повседневной жизни

Новые изменения в принятый три десятилетия назад Основной закон вполне возможны, считает сенатор

12.12.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Андрей Клишас рассказал, как Конституция помогает людям в повседневной жизни
Андрей Клишас. © пресс-служба Совета Федерации

На положения Конституции России граждане страны могут ссылаться при защите своих прав в различных ситуациях, но лучше знать и другие законы. Делать День Конституции снова выходным — необязательно, а вот лучше преподавать конституционное право и объяснять людям значение конституционных норм следовало бы. Об этом в интервью «Парламентской газете» накануне 30-летия принятия на референдуме Конституции РФ рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

- Андрей Александрович, есть мнение, что Основной закон нашей страны писали наскоро, можно ли с этим согласиться? Насколько актуальны положения, принятые три десятилетия назад?

- Проведение конституционной реформы в 1993 году, обнародование и обсуждение проекта новой Конституции проходило в период с 5 июня до 12 декабря 1993 года, то есть в течение шести месяцев. Разработка текста Конституции в эти сроки отвечала объективно сложившимся в тот период общественно-политическим условиям. Трансформация правовой и политической системы в России в девяностые годы требовала оперативных и решительных действий, направленных на создание нормативной базы найденного общественного консенсуса. Перед государством стояла задача создать незыблемый правовой фундамент, способный обеспечить стабильное развитие государства на многие годы вперед, что и было сделано.

До конституционной реформы 2020 года сущностных поправок к Конституции было минимальное число, что свидетельствует о ее гибкости, способности учитывать постоянно меняющийся общественный запрос. И, к слову, даже после этой реформы нормативное смысловое ядро Конституции — ее первая и вторая главы сохранились неизменными, что говорит о том, что работа по подготовке текста Конституции 1993 года была выполнена на высочайшем профессиональном уровне, а ее положения об основах конституционного строя и фундаментальных правах человека и гражданина до сих пор не утратили своей актуальности.

- Как Основной закон помогает людям в их повседневной жизни? Можно ли ссылаться на положения Конституции напрямую при отстаивании своих прав?

- Безусловно можно, так как Конституция представляет собой акт прямого действия. Однако мотивировать свою правовую позицию, основываясь лишь на положениях Конституции, при разрешении обычных споров вряд ли получится. Многие конституционные нормы обладают высокой степенью абстракции, ориентированной больше на законодателя. Именно он конкретизирует конституционные положения в понятные для всех правила поведения, содержащиеся в законах. Именно поэтому для эффективной защиты своих прав требуется также ссылаться на положения законодательства.

В то же время Конституция также содержит и однозначные правила, не требующие какого-либо дополнительного законодательного регулирования. К примеру, часть 1 статьи 51 Конституции, закрепляющая право хранить молчание, позволяющее не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Эта норма всегда была актуальной. Можно и нужно на нее ссылаться тому, кто, например, оказался на допросе в правоохранительных органах. По сути, ссылка на данную статью, если это применимо и уместно, позволяет избежать ответственности за отказ от дачи показаний.

- Насколько хорошо и полно преподаются основы Конституции в школах и университетах? Как на государственном уровне продвигается ценность Основного закона?

- Не настолько предметно, как хотелось бы. Понимание того, что такое конституционное право, к сожалению, зачастую сводится лишь к буквальному прочтению текста Конституции. В действительности же конституционные нормы в большинстве своем это принципы, границы, за которые не могут выходить органы публичной власти. Эти границы призваны обеспечивать защиту всей полноты прав и свобод человека. В конечном счете их понимание дает уверенность гражданам в своих действиях, в своей правоте.

Особой необходимости в определении Дня Конституции в качестве выходного дня не вижу. Значимость Конституции, очевидно, должна демонстрироваться не через объявление выходного дня, а посредством постоянного объяснения гражданам тех правовых эффектов, которые возникают благодаря Конституции.

© duma.gov.ru

- Конституция четко формулирует принцип разделения властей. К настоящему времени достигнут ли оптимальный баланс прав, обязанностей и ответственности различных ветвей власти?

- На мой взгляд, баланс различных ветвей в настоящее время является оптимальным. Конституция четко определяет компетенцию федеральных органов власти — статьи 10, 11. Реализация принципа осуществляется ясно и последовательно: Федеральное Собрание принимает законы, Правительство и Президент обеспечивают их исполнение, суды разрешают споры, связанные с реализацией нормативных актов, одновременно мягко корректируя нормативные положения в пределах дискреции, предоставленной законодателем. Такой конституционный механизм без особых нареканий функционирует на протяжении тридцати лет, что не может не свидетельствовать о его работоспособности и эффективности.

Отвечая на вопрос о балансе ветвей власти, также напомню, что поправками 2020 года была усилена представительная природа российского парламента. Государственная Дума и Совет Федерации получили новые полномочия в части формирования высших органов власти и назначения должностных лиц. На конституционном уровне был закреплен институт парламентского контроля. Все это говорит об усилении роли Федерального Собрания и повышении уровня представительной демократии в России.

На сколько повысят зарплату сотрудникам МВД в 2024 году

- Одновременно с Конституцией был избран первый состав Совета Федерации. Насколько сейчас принцип его формирования является оптимальным? Какие достижения палаты регионов за 30 лет вы могли бы назвать в первую очередь?

- На сегодняшний день принцип формирования Совета Федерации оптимален. Если бы сенаторы избирались напрямую, как это имело место в случае с первым составом, то вполне резонным был бы вопрос о его отличии от Государственной Думы. Однако Совет Федерации — это уникальный орган государственной власти, орган, представляющий территории и обладающий при этом самостоятельной компетенцией. Помимо того что он выполняет функцию «фильтра», призванного лишний раз выверять качество законов, принимаемых Государственной Думой, Совет Федерации также реализует полномочия по так называемым кадровым вопросам — в части назначения судей, проведения консультаций по представленным кандидатурам на должности региональных прокуроров и другим. Совфед назначает выборы президента, принимает решения, связанные с обеспечением безопасности нашей страны. Действующий механизм формирования Совфеда, основанный на непартийном принципе, позволяет в полной мере обеспечить его особую представительную природу как палаты регионов.

На мой взгляд, основным достижением Совета Федерации является непрерывное транслирование и отстаивание интересов субъектов на федеральном уровне, а также поддержка регионов в рамках имеющихся механизмов принятия соответствующих постановлений Совфеда. В целом можно также отметить повышение эффективности законодательного процесса, в том числе за счет привлечения экспертов, ученых, а также представителей различных общественных сфер. Это позволяет выявить те чувствительные моменты, которые требуют детальной законодательной проработки.

- Соблюден ли сегодня баланс прав и полномочий регионов и федерального Центра? Не стоит ли дать регионам больше прав или сделать некоторые послабления, например перенаправить некоторые налоги в бюджеты субъектов?

- Баланс соблюден. Поводов для того, чтобы изменить соотношение прав и обязанностей регионов и федерации, нет. Данный вопрос очень детально прорабатывался при подготовке Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», принятого в целях реализации конституционных поправок.

В целях защиты интересов регионов и исключения ситуаций возложения на них необоснованных расходов законом были детально урегулированы их полномочия по предметам совместного ведения. Был закреплен исчерпывающий перечень из 170 таких вопросов, а также закреплен принцип невозможности их расширения в отраслевом законодательстве — природоохранном, о пожарной безопасности, о здравоохранении, любом ином. Только — путем внесения изменений в базовый закон, что с точки зрения правил законодательного процесса сделать сложнее.

- Как повлияли на общественную и политическую жизнь принятые в 2020 году поправки к Конституции? Какие из них спустя три года проявились как особенно значимые в жизни общества?

- Практически все необходимые для реализации принятых в 2020 году поправок федеральные законы, за отдельными исключениями, приняты. Многие законы, принимаемые сейчас парламентом, также направлены на раскрытие содержания новых конституционных принципов. Это во многом касается конституционных гарантий социальных прав граждан, принципа уважения человека труда, поддержки детей, повышения благосостояния всех граждан. В этой связи идет также серьезнейшее обновление и регионального законодательства. Конституционные поправки придали импульс развитию законодательства в сфере образования, здравоохранения, защиты прав граждан.

В целом необходимо констатировать, что поправки доказали свою востребованность. Ими была закреплена необходимая конституционно-правовая база, позволяющая органам государственной власти проводить независимую политику на фоне сложной внешней политической обстановки, полностью соблюдая при этом социальные обязательства государства. В настоящее время это касается в первую очередь поддержки граждан, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей.

Что изменится в жизни инвалидов в 2024 году

Также были закреплены новые принципы, направленные на повышение качества публичного управления. Был принят уже упомянутый мной Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», направленный на реализацию принципа единства системы публичной власти. На рассмотрении в Государственной Думе находится Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Он сейчас дорабатывается. Поступило множество поправок, представленных органами публичной власти в субъектах. Уверен, что с учетом представленных предложений и замечаний субъектов закон будет принят. Таким образом, законодательная база в части реализации принципа единой системы публичного управления будет окончательно сформирована.

- Уместно ли говорить о «сроке годности» Конституции? Допускаете ли вы внесение новых поправок в Основной закон и при каких обстоятельствах это может произойти?

- В принципе, об этом можно рассуждать, но лишь с позиций соответствия положений Конституции общественному запросу. Если он будет, то, конечно, и над внесением изменений нужно будет задуматься.

Вспоминая то, с чего начинался наш диалог, следует сказать, что действующая Конституция 1993 года благодаря грамотным правовым конструкциям является гибкой в той части, в которой она способна на протяжении своего действия претерпевать изменения, диктуемые историко-политическим этапом развития страны. Но при этом сохранять свою незыблемую составляющую — основы конституционного строя, обеспечивая тем самым стабильность и идейную преемственность между прежними и новыми конституционными положениями.

Читайте также:

• Клишас выступил за применение правил электронного голосования по всей стране