В Совфеде недовольны стратегией Министерства экономразвития

Валентина Матвиенко призвала отказаться от «стягивания» населения в крупные города

В Совфеде недовольны стратегией Министерства экономразвития

Валентина Матвиенко. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Стратегия пространственного развития (СПР) России сегодня разрабатывается в отсутствии соответствующего экономического и бюджетного прогноза. Хотя документ должен быть «у всех на руках» не позднее конца августа, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Агломерации — не панацея

Разрыв в развитии регионов и муниципалитетов президент Владимир Путин отнёс к основным угрозам экономической безопасности России. Поэтому одна из поставленных им целей до 2024 года — удвоение расходов на программу пространственного развития. Правительству вместе с регионами уже поручено на основе СПР разработать и утвердить до 1 октября 2018 года комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Это, в частности, коридоры для перевозки грузов «Запад — Восток» и «Север — Юг». «Времени на раскачку у нас нет — если комплексный план должен быть утверждён уже в октябре, то СПР должна увидеть свет этим летом», — подчеркнула председатель Совфеда Валентина Матвиенко в ходе совещания в палате регионов 27 июня.

Вместе с тем спикер раскритиковала то, как ведёт эту работу Правительство. По её мнению, кабмином не была обеспечена «очерёдность и последовательность принятия документов стратегического планирования, которые прописаны в соответствующем законе. «СПР разрабатывается сегодня в отсутствие прогноза и стратегии социально-экономического развития России. Также отсутствует очень важный документ — бюджетный прогноз РФ», — констатировала спикер.

Она отметила, что в представленном парламентариям варианте СПР прослеживается крен в инфраструктурные проекты — по сути, предлагается продолжить стягивание населения в крупные агломерации. Между тем экспертами прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения средних и малых городов. Особенно сильно страдают города с населением до 50 тысяч человек — доля проживающих в них может сократиться вдвое!

40 процентов регионального продукта производится в России на территории, составляющей лишь пять процентов от территории страны.

«Крупные агломерации — это всегда высокая стоимость земли, инженерной инфраструктуры и кадрового потенциала. Предприниматель, как правило, позволить себе этого не может. А это значит, что по всем экономическим законам бизнес здесь вряд ли сможет стать рентабельным», — на это обратила внимание председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

В Минэкономразвития заверили, что понимают — любое развитие крупных городов должно идти в увязке с развитием окружающих поселений. Как заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, выступая перед сенаторами, развитие мегаполисов должно «не подавлять малые города, а помогать им». «Крупные города будут оставаться локомотивами роста экономики, но главное сейчас — не повторить ошибок США, когда развитие мегаполисов не давало жизни территориям вокруг них, привело к закупкам продукции за рубежом, в основном в Китае. В итоге — сокращение производства внутри страны, повышение протестных настроений. Всё это сыграло решающую роль в победе на президентских выборах в США Дональда Трампа, пообещавшего возродить промышленный пояс Америки», — рассказал министр.

Максим Орешкин. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

России нужен Совет стратегий

Между тем сенаторы сделали ряд замечаний. Например, в той редакции СПР, которая представлена Правительством парламентариям, нечётко прописано, что развитие мегаполисов должно быть напрямую связано с развитием близлежащих малых городов. На это обратил внимание глава Комитета палаты регионов по федеративному устройству Олег Мельниченко. Он также подчеркнул, что предприятия не должны возникать как грибы в одних и тех же регионах. «Иначе мы получим новые проблемы, а не развитие», — пояснил сенатор.

Его поддержал глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев. Также он задался вопросом — если города крупные будут драйверами роста, на какой трудовой ресурс мы будем опираться? При том, что, по словам сенатора, в нашей стране очень сложно получать гражданство России, в том числе русскоговорящим специалистам из стран СНГ.

Дмитрий Мезенцев. Фото: пресс-служба Совета Федерации

А губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров убеждён: если бюджетный процесс будет как сегодня привязан только к развитию агломераций, к 2035 году на востоке страны никого не останется. Глава региона также отметил, что в СПР не отражён важнейший фактор для развития сельхозтерриторий — России крайне важны проекты мелиораций. «У нас на 40 процентах земель не хватает воды — без больших мелиоративных подключений невозможно удвоить производство, что является задачей, поставленной президентом к 2024 году», — заявил губернатор.

Владимир Владимиров. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

А Валентна Матвиенко напомнила кабмину о стандарте благополучия — смысл этого инструмента заключается в том, чтобы каждому гражданину независимо от места его проживания был обеспечен определённый стандарт доходов и услуг, который гарантирует достойные условия жизни. Такой стандарт, как подчеркнула спикер, должен реально использоваться в ходе бюджетного планирования, в том числе при формировании «модельных бюджетов» регионов. «Всё это должно быть отражено в стратегии. Но пока, к сожалению, этого там как раз и не просматривается. Развитию социальной инфраструктуры на местах, в средних и малых городах, уделяется непозволительно мало внимания. Большинство предложений неконкретно и бессистемно», — заметила Валентина Матвиенко.

Парламентские слушания, посвящённые разработке Стратегии пространственного развития. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Очень важно, и на этом спикер сделала особый акцент, увязать СПР с бюджетным планированием. И на федеральном, и на региональном уровнях накоплен огромный массив стратегического планирования — координация всех документов в рамках единой системы является, по словам Валентины Матвиенко, одной из ключевых задач. Причём заниматься такой увязкой должен единый орган, который в действующей системе власти отсутствует. При этом председатель Совфеда подчеркнула — не обязательно создавать новое министерство, можно использовать и уже имеющиеся структуры. Например, наделить дополнительными полномочиями Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте России.

 

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 6050

27.06.2018 20:05

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...