Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Отслеживание интернет-запросов могут запретить

По цифровым следам в Сети аналитики составляют психографический портрет пользователя и фактически получают инструмент для влияния на его решения

Тема: Международный форум «Развитие парламентаризма»

04.06.2018 08:00

Автор: Ксения Редичкина

Отслеживание интернет-запросов могут запретить

Фото: Reuters

Интернет-браузеры и социальные медиа могут лишиться возможности отслеживать ход пользовательских запросов. Необходимость отрегулировать этот процесс российские и зарубежные парламентарии планируют обсудить на «круглом столе» «Законодательное обеспечение работы СМИ: безопасность и свобода слова» в рамках Международного форума «Развитие парламентаризма».

СМИ управляют человеком или наоборот?

«Письма счастья» завтрашнего дня
Так получается, что медиапространство формируется сегодня не только за счёт средств массовой информации, соцсетей и различных интернет-ресурсов, но и за счёт самих пользователей. Стоит только им зайти пару раз на одну и ту же страницу, как потом активно всплывают прямо или косвенно связанные с её тематикой ссылки на разные сайты. То же самое происходит, когда читатель увлечённо ищет новости на одну и ту же тему. Например, о животных, о катастрофах, о перипетиях внешней политики. Итог всегда один: новости на эту тему станут самыми яркими в браузере его компьютера. Такую «помощь» поисковики стали оказывать с конца 2008 года.

О том, что проблема есть и её нужно решать, в том числе и на законодательном уровне, «Парламентской газете» заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР). Он уверен, что, с одной стороны, прогресс не остановить, а с другой — необходимо хоть как-то попытаться отрегулировать существующий беспорядок.

«Мы видим, что контекстная навязчивая реклама изначально служила интересам бизнеса, а сегодня она способна уже менять новостное облако, информационный фон вокруг каждого из нас. Агрегаторы уже сейчас настраивают своих роботов таким образом, чтобы часть определённых новостей не могла дойти до нас с вами — ставится фильтр. Я сам неоднократно об этом говорил и обращался к новостникам в Сети, чтобы они, например, жёстко отделяли новостные источники с лицензиями и блогеров», - рассказал Андрей Свинцов.

Сегодня Интернетом пользуется 71 процент населения России, или 87 миллионов человек. Предпочтения каждого из них поисковики внимательно отслеживают. Согласно данным одного из них, в основном запрашивают результаты, связанные с авто, досугом, компьютерами, электроникой, литературой и транспортом.

К Цукербергу есть вопросы

Вопросы безопасного пользования социальными медиа возникли не так давно, и адресованы они были в первую очередь одной из самых популярных соцсетей в мире — Facebook.

В начале 2018 года пользователи обнаружили, что смешные тесты в Facebook из серии: «Кто ты был в прошлой жизни?» и прочие забавные серийные вопросы не так забавны, как кажутся. Они позволяют собирать персональные данные не только тех, кто развлекается с их помощью, но заодно и всех тех, кто находится у этих пользователей в друзьях. Британская компания Cambridge Analytica таким образом получила данные о 87 миллионах пользователей Facebook.

В апреле 2018 года Марк Цукерберг предстал перед американскими конгрессменами, которые ранее требовали от него объяснений по утечкам данных пользователей, и пообещал им исправиться. А 22 мая он принял участие уже в заседании Европейского парламента, где отвечал на вопросы политиков в течение полутора часов.

«Бурное развитие Интернета и повсеместное проникновение мобильного Интернета вывели на новый серьёзный уровень социальные медиа, существенное влияние которых на жизнь общества отмечается многими экспертами. А вопросы, которые были заданы руководству крупнейшей социальной сети Facebook в конгрессе США и Европарламенте, показывают, что проблемы фейковых новостей и манипулирования массовым сознанием осознаются политиками по обе стороны океана», — высказал свою точку зрения «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин («Справедливая Россия»).

Он подчеркнул, что в России сегодня уровень регулирования средств массовой информации соотносится с правовым режимом, действующим в США и Евросоюзе. «То есть при соблюдении принципа свободы слова и свободы распространения информации действуют меры, не допускающие распространения деструктивных материалов, таких как не соответствующие действительности, порочащие сведения, пропаганда войны, призывы к беспорядкам, разжигание ненависти по социальному или религиозному признаку», — объяснил депутат.

По его словам, все эти вопросы сейчас находятся в фокусе внимания Государственной Думы: обсуждаются инициативы по созданию нормативно-правовой базы для регулирования деятельности социальных медиа. «Возможно, что в будущем потребуются и нормы, направленные на защиту общественного сознания от манипулирования посредством применения искусственного интеллекта и больших данных», — добавил Леонид Левин.

Бурное развитие Интернета и повсеместное проникновение мобильного Интернета вывели на новый серьёзный уровень социальные медиа, существенное влияние которых на жизнь общества отмечается многими экспертами.

О том, что социальные сети и скорость передачи информации через Интернет отражаются на вкусах потребителей новостей, шла речь на Петербургском международном экономическом форуме 2018 года, который состоялся в конце мая.

Там были представлены экспертные исследования, согласно которым люди всё чаще верят непроверенным данным, а иногда и сами становятся звеном в цепочке их распространения. Вывод был сделан однозначный: мир уже захватили не фейк-новости, а фейк-реальность. Единственное, что может помочь, — это общая договорённость журналистского сообщества о том, что новости его члены дают в одном ключе - в котором они происходят.

Герман Клименко
Герман Клименко советник Президента РФ по Интернету Каждое издание разрабатывает свои критерии для выпуска новостей в жизнь. Федеральные новости отличаются от региональных, а новости, которыми интересуются молодые люди, отличаются от запросов граждан зрелого возраста. При этом и тех, и других очень сложно заставить читать то, что им не интересно, лишь благодаря технологиям. Поэтому я не могу сказать, что у СМИ забирают свободу, формируя запросы с помощью навязывания пользователям той или иной информации.

А что касается влияния через Интернет на политические пристрастия россиян, то я бы назвал это страшилками. Да, нечто подобное раньше предпринималось, успеха это не принесло.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3952