Макаров: рост цен на бензин не связан с налоговой нагрузкой на компании
Глава думского бюджетного Комитета рассказал журналистам о грядущих изменениях в бюджетной и налоговой сферах
Фото: ER.RU
До конца весенней сессии депутаты намерены рассмотреть ряд важных законопроектов, включая поправки к бюджету на 2018 год, документы о снижении акцизов на топливо и введении налога на добавленный доход в нефтяной отрасли (НДД), сообщил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров на брифинге 30 мая. При этом принятие закона о самозанятых гражданах, скорее всего, будет перенесено на осеннюю сессию.
Какие поправки внесут в федеральный бюджет
Поправки в закон о бюджете на 2018 год предусматривают рост доходов на 1,815 триллиона рублей, в том числе нефтегазовых на 1,755 триллиона, ненефтегазовых — на 59,8 миллиарда рублей.
Правительство России при внесении изменений в федеральный бюджет на этот год предложило увеличить на 62 миллиарда рублей расходы на поддержку промышленности, жилищного строительства, транспортной инфраструктуры, а также социальной сферы. В результате, как ожидается, бюджет будет исполнен с профицитом в 481,8 миллиарда рублей, или 0,5 процента ВВП, вместо планировавшегося ранее дефицита.
Параметры скорректированного бюджета на 2018 год будут рассмотрены на заседании думского Комитета по бюджету и налогам уже в понедельник. Депутаты рассчитывают, что первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов представит их лично.
Помимо уточнений в доходной части федеральной казны прогнозами дальнейшего развития экономики поделится глава Минэкономразвития Максим Орешкин. К нему уже имеются вопросы. «Важный момент: меняя прогнозы по 2018 году, Правительство не меняет прогнозы по 2019-2020 годам. Это разумное решение, но даже прогнозы по текущему году вызывают вопросы, которые в ходе обсуждения нам предстоит выяснить», — заметил Андрей Макаров.
Глава комитета надеется услышать вразумительное объяснение снижению прогнозируемого индекса промышленного производства с 2,8 процента, заложенных в принятом бюджете на 2018 год, до 1,7 процента в предлагаемых Правительством поправках. Запланированные кабмином на текущий год параметры инфляции в 2,8 процента, по словам депутата, также нуждаются в объяснении. По его мнению, показатель будет меньше четырёх процентов, но превысит три.
Надо срочно принимать закон о таможенном регулировании
По словам Андрея Макарова, закон о таможенном регулировании должен был вступить в действие с 1 января 2018 года, но поскольку он был внесён в Госдуму с большим опозданием, пришлось в декабре прошлого года переложить все вопросы, касающиеся таможенного регулирования, на уровень Минфина.
Ясно, что необходимо принять закон в кратчайшие сроки, так как на его основе должны быть приняты сотни приказов и ведомственных актов, детализирующих таможенное регулирование.
«Уже заканчивается май, а все таможенные вопросы регулируются Минфином. Совершенно очевидно, что это неправильная ситуация. Да, пока не возникало серьёзных конфликтов. Мы отслеживаем практику. Но ясно, что необходимо принять закон в кратчайшие сроки, так как на его основе должны быть приняты сотни приказов и ведомственных актов, детализирующих таможенное регулирование», — пояснил депутат.
Руководитель бюджетного комитета уточнил, что предложения бизнес-сообщества найдут своё отражение в заключении комитета при подготовке законопроекта к первому чтению. Макаров рассчитывает, что закон будет принят до окончания весенней сессии. «Переносить его принятие на осеннюю сессию — это абсолютно неправильно», — уточнил он.
Система налогообложения недропользователей изменится
Следующий по значимости, считает Андрей Макаров, — законопроекто налоге на дополнительный доход (НДД), принятый в первом чтении. «Речь идёт о налогообложении нефтяной отрасли, которая сейчас и долгие годы будет основой для решения многих бюджетных проблем», — сказал он, добавив, что все заинтересованные стороны участвовали в работе экспертного совета комитета.
«Благодаря этому мы вышли на те решения, которые должны быть приняты ко второму чтению. Сейчас рекомендации экспертного совета одобрены Минфином, и в скором времени они ожидаются в Госдуме в виде поправок Правительства», — заметил парламентарий.
Сейчас рекомендации экспертного совета одобрены Минфином, и в скором времени они ожидаются в Госдуме в виде поправок Правительства.
Макаров уверен, что закон, меняющий систему налогообложения недропользователей и сокращающий финансовые риски для регионов, будет принят в текущую сессию.
Ранее глава бюджетного комитета заявлял, что нововведение нацелено на то, чтобы обезопасить региональные бюджеты, так как система налогообложения, действующая в стране с 2002 года, обеспечивала фискальное изъятие налогов, но не создала стимулов для геологоразведки и добычи тяжёлой нефти.
Как остановить рост цен на топливо
Комплексное решение в вопросе снижения акцизов на бензин будет выработано в самое ближайшее время, прогнозирует Андрей Макаров. «Правительство такое решение уже приняло, и в ближайшее время ожидается законопроект, призванный остановить рост цен на топливо. Но должен сказать, что мне не очень нравится ситуация, когда Правительство принимает решение о снижении акцизов, а компании заявляют, что им удастся удержать цены на текущем уровне. То есть речь идёт не о снижении цены, а о её удержании. Мне кажется, это серьёзная разница в подходах», — подчеркнул депутат.
Он напомнил, что ранее налог на добавленную стоимость (НДС) с 20 процентов был снижен до 18 процентов. Но снижения цен не произошло. «У нас в комитете сидели представители бизнес-объединений и обещали снижение цен вслед за снижением ставки НДС. То же самое происходило, когда мы отказывались от налога с продаж. Здесь тоже сидел весь бизнес и кричал: да, будет снижение цен. Снижение налогов и отказ от налога с продаж запомнили все хорошо, а вот снижения цен не помнит никто», — констатировал Макаров.
Поэтому законодатель не торопится соглашаться с теми, кто увязывает рост цен на нефтепродукты с налоговой нагрузкой на компании. «Здесь возникает странная зависимость: повышение налога отражается на цене топлива, а вот снижение — никак не влияет на ценообразование. Вывод: либо цены не связаны с налоговой нагрузкой, либо здесь что-то не так. На этот вопрос придётся отвечать комитету, когда этот закон поступит в Государственную Думу», — уточнил он.
В то же время парламентарий уверен, что закон необходимо принимать до 1 июля, помня, что «впереди уборочная страда и целый ряд других вопросов, связанных с селом». По мнению Макарова, целесообразно рассмотреть законопроект совместно с проектом закона об НДД.
Есть ещё одна проблема, связанная со снижением ставки акцизов на бензин — появление выпадающих доходов федерального и региональных бюджетов. В комитете оценивают их в размере от 120 до 140 миллиардов рублей. В регионах снижение отчислений с 1 июля первыми почувствуют дорожные фонды, «если срочно не принять поправки в бюджетный кодекс».
«При этом они должны быть приняты одновременно с поправками о снижении акцизов не позднее 1 июля текущего года», — уточнил депутат.
Понижающие коэффициенты помогут закрыть проблему с кадастровой оценкой
За решение проблемы справедливой кадастровой оценки имущества отвечает Минэкономразвития. Кардинальных изменений в ситуации пока не наблюдается. Граждане по-прежнему жалуются на несправедливый подход. О том, что «так не договаривались», в своём Послании Федеральному Собранию 1 марта говорил даже президент Владимир Путин.
Законопроект, разработанный группой депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным, как раз и нацелен на выполнение поручения президента по исчислению налога на имущество по кадастровой оценке.
«Здесь предстоит решить два вопроса. Во-первых, сделать кадастровую оценку имущества граждан справедливой. Во-вторых, речь идёт о поручении президента по порядку исчисления налога. То, что мы можем сделать с точки зрения налогового законодательства, этот законопроект предусматривает», — сказал Андрей Макаров.
По мнению парламентария, этот проект закона — один из наиболее удачных вариантов решения проблемы, которые рассматривает Госдума. В то же время решение вопроса предела налоговой нагрузки на граждан, проживающих в разных регионов, темпы развития которых серьёзно отличаются, пока не найдено.
Высказывая своё личное экспертное мнение, Андрей Макаров предложил решить вопрос предельной планки налоговой нагрузки по имущественному налогу введением понижающих коэффициентов. «Кадастровая оценка не должна превышать уровень 70-80 процентов от рыночной стоимости имущества», — высказал свою точку зрения депутат.
Самозанятых выведут из тени в следующем году
В рамках бюджетного комитета уже сформирована рабочая группа, которая одновременно разрабатывает законопроект по переносу срока налоговых каникул для самозанятых и формулирует предложения, касающиеся режима их налогообложения.
«Окончательно решение может быть сформулировано в рамках весенней сессии, но скорее всего закон будет принят позднее, в осеннюю сессию. Налоговые каникулы для самозанятых граждан будут продлены ещё на один год», — подчеркнул Андрей Макаров.
Ещё материалы: Андрей Макаров