Бензин резко подскочил в цене, обещая не останавливаться на достигнутом

Парламентарии потребовали от ФАС обосновать подорожание моторного топлива и принять меры по стабилизации сложившейся ситуации

Бензин резко подскочил в цене, обещая не останавливаться на достигнутом

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Как стало известно «Парламентской газете», депутаты направляют запросы в Федеральную антимонопольную службу с просьбой объяснить ситуацию, сложившуюся с ценами на топливном рынке, и рассказать о планируемых мерах по стабилизации положения. В Совете Федерации, в свою очередь, планируют обсудить проблему на пленарном заседании 30 мая. По мнению сенаторов, исполнительные власти попросту не замечают признаков картельного сговора нефтяных компаний. Так что же происходит с ценами на бензин, почему они растут и как это остановить?

Движение вверх

Всю прошлую неделю ценники на российских заправках росли. В большинстве регионов стоимость бензина и дизтоплива преодолела «психологическую отметку» в 40 рублей. Как сообщали СМИ, в среднем по стране цена литра бензина марки АИ-92 выросла на 76 копеек, а марки АИ-95 — на 79 копеек. Подорожал и дизель — тоже на 79 копеек. На столичных заправках цена бензина подскочила ещё выше — на 88-90 копеек за литр, сообщили сегодня в Московской топливной ассоциации.

С 1 января акцизы на бензин увеличились на 6,4 процента, а на дизтопливо — на 8,4 процента. Тогда же и началось постепенное подорожание топлива. К сегодняшнему дню бензин подорожал на 4,7 процента, а дизель — на девять процентов, сообщил журналистам первый зампред Комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. Для сравнения: по данным Федеральной антимонопольной службы, за весь 2017 год 92-й бензин подорожал на 9,53 процента, 95-й — на 7,2 процента, а дизель (летний) — на 5,47 процентов.

Как заметил в беседе с «Парламентской газетой» первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников, цены стремительно растут не только на бензин и дизтопливо, но и на авиационный керосин. Из-за этого дорожают авиаперевозки и вообще все товары, в стоимость которых заложены топливные расходы. Больше всего страдают аграрии, ведь начинается посевная кампания, сельхозтехника выходит в поля, а заправлять её становится всё накладнее. «Сельское хозяйство сегодня терпит колоссальные убытки», — возмущён сенатор.

«Ситуация крайне непонятная и неприятная. То, что произошло в последнее время с ценами не бензин, — это ненормально», — оценил положение первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. В разговоре с «Парламентской газетой» он отметил, что не видит объективных причин для повышения цен.

Экспорт нам дороже?

Подъём акцизов — не единственная и далеко не главная причина сложившийся ситуации на российском рынке топлива. Основополагающим фактором стал рост цен на нефть. Из-за этого нефтяным компаниям стало выгоднее торговать на внешних рынках, сказали «Парламентской газете» сразу несколько парламентариев.

60 процентов составляют налоги в конечной цене каждого проданного в России литра бензина, подсчитали в ФАС.

«Нефтяным компаниям на данный момент выгодно большую часть своей продукции отправлять на экспорт (чтобы получать большую прибыль — прим. ПГ), и меньшую часть оставлять на внутреннем рынке. А раз на внутреннем рынке остаётся меньшая часть, то при примерно том же спросе цена растёт», — пояснил первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров.

Учитывая «нездоровое» увлечение компаний экспортом, логично было бы ожидать жёстких шагов государства по его ограничению. Но в России действуют рыночные формы хозяйствования, из-за чего регулировать экспорт достаточно сложно, отметил сенатор. Впрочем, когда речь идёт о таких социально значимых товарах, как бензин, то государство не может стоять в стороне, согласился он.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов уже открыто призвал власти поставить барьеры топливному экспорту. «Чтобы бензин не дорожал, а дешевел, должны быть повышены экспортные пошлины на нефть и введены акцизы на экспортируемые нефтепродукты, прекращена частично или полностью практика возврата НДС экспортёрам (на сырьё и продукты первого передела)», — заявил он.

Скидка на акцизы не поможет

Ещё на прошлой неделе Правительство поручило Минфину до 28 мая подготовить законопроект о снижении акцизов на бензин. К слову, ФАС отстаивал эту идею ещё с апреля, направляя соответствующие письма в Минфин и Минэнерго. А сенаторы вообще с самого начала были против повышения акцизов, напомнил Сергей Калашников. По его мнению, шаг назад в этом вопросе уже не спасёт ситуацию: «Если даже сейчас акциз снизят, это никак не повлияет на снижение цен».

Кабмин пообещал, что скидка на дизельный акциз составит две тысячи рублей на тонну, а на бензин — три тысячи рублей за тонну. Для Правительства эта уступка выглядит серьёзной, ведь она лишит бюджет около 140 миллиардов рублей ожидаемых доходов. Но для обывателей экономия получится не такой существенной: стоимость горючего на заправках уменьшится не больше, чем на два-три рубля за литр. Кроме того, законопроект по снижению акцизов будет готов не раньше 1 июля, и до этого момента цены ещё будут расти и расти, прогнозируют эксперты.

Недоработка ФАС

Больше всего вопросов у парламентариев к Федеральной антимонопольной службе. Глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков уже направил в адрес этой службы и Минэнерго депутатский запрос с просьбой обосновать рост цен на бензин.

Он сообщил «Парламентской газете», что в своём обращении также просит рассказать о мерах, которые ведомства намерены предпринять для стабилизации рынка. На основе ответов из ФАС и Минэнерго депутаты «будут делать выводы», добавил он, говоря о возможных инициативах по урегулированию ситуации.

Налицо картельный сговор, который, к сожалению, наша антимонопольная служба не видит. И основное решение — это заставить ФАС выполнять свои прямые обязанности. Это чистой воды недостаток работы антимонопольной службы.

Ещё один депутатский запрос в скором времени придёт в ФАС от первого зампреда Комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских. «Нужно, чтобы антимонопольная служба вмешалась в ситуацию и затребовала необходимые документы от всех крупных игроков, чтобы разобраться, насколько обоснованно повышались цены в последние недели», — рассказал он «Парламентской газете».

Сенатор Сергей Калашников ставит вопрос к ФАС по-другому. По его мнению, причины роста цен вполне очевидны: «Налицо картельный сговор, который, к сожалению, наша антимонопольная служба не видит. И основное решение — это заставить ФАС выполнять свои прямые обязанности. Это чистой воды недостаток работы антимонопольной службы».

Парламентарии сообщили «Парламентской газете», что в ближайшее время проблема подорожания топлива будет поднята на уровне Совета Федерации. «Думаю, на пленарном заседании 30 мая этот вопрос уже будет обсуждаться», — предположил Сергей Калашников.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 5636

30.05.2018 07:00

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...