Как заработать деньги за пределами атмосферы

Тема: ПМЭФ — 2017

В этой гонке мы пока отстаём, но шансы наверстать упущенное ещё остаются

Как заработать деньги  за пределами атмосферы

Фото Марины Лысцевой/ТАСС

В рамках ПМЭФ-2017 участники панельной сессии «Бизнес за пределами атмосферы» 1 июня обсудят насколько амбициозные цели может ставить перед собой бизнес, осваивая космическое пространство и создавая новые технологии. 

Стартовавшая осенью 2014 года системная реформа ракетно­космической отрасли привела к тому, что мы стали реже летать в космос. Основные усилия сегодня направлены на повышение качества выпускаемой продукции и коммерциализацию научных разработок.

Согласно отчёту Роскосмоса, в 2016 году Россия произвела 18 пусков в интересах государственных и коммерческих заказчиков. Для сравнения: в 2013 году наша страна осуществила 32 ракетных старта, что составило 40 процентов от мировых запусков. Сегодня мы уже не являемся главным космическим извозчиком. По количеству пусков Россия уступает не только США, но и Китаю.


Перезагрузка звёздных программ

По мнению первого зампреда думского Комитета по экономической политике и промышленности Владимира Гутенёва, утраченное мировое лидерство по выводу полезной нагрузки на околоземную орбиту не должно вызывать тревоги, поскольку этот сегмент составляет только пять­шесть процентов всего рынка космических услуг, который сегодня оценивается в 300-400 миллиардов долларов.
Основные деньги здесь зарабатываются на эксплуатации этой самой полезной нагрузки: спутников, приборов и оборудования. И Россия сейчас демонстрирует очень высокие темпы роста этого сектора, считает парламентарий. 
«Во многом благодаря новому руководству Роскосмоса, в частности, Игорю Комарову и его команде, удалось не только значительно повысить качество изготовления ракет­носителей и полезной нагрузки, но и вместе с Минпромторгом содействовать реализации программы импортозамещения электронной компонентной базы», — пояснил он.
Долгое время одним из слабых мест нашей космической отрасли была зависимость от зарубежной «начинки», которая к тому же поставлялась в исполнении, не пригодном для длительного использования в условиях радиационного излучения в космосе. Как итог, срок службы наших спутников был ниже, чем у американских или европейских.


«Вся электронная компонентная база выпускается в трёх основных видах: Industrial — обычное исполнение, Military — устойчивое к различным вибрационным и температурным воздействиям, Space —  защищённое от ионизирующего излучения, — перечисляет Владимир Гутенёв. — И комплектующие в исполнении Space нам не продавали. Теперь мы делаем сами то, что нам нужно».
Согласно данным Роскосмоса, консолидированная чистая прибыль предприятий, входящих в периметр Гос­корпорации, в 2016 году составила 3,2 миллиарда руб­лей, что выше показателя  2015 года на 56 процентов.


Космический «сканер»  

Нередко различные министерства и ведомства, а также региональные власти используют в своей работе данные мониторингов климатических изменений, пожароопасной и геолого­разведочной обстановки. Раньше эти сведения, как правило, закупали за границей. В связи с этим Роскосмос инициировал законопроект о передаче полномочий заказчика услуг спутниковых данных  единой структуре. Она будет следить, чтобы информация, которую можно получить с наших спутников, не шла с зарубежных.

Усилиями наших учёных-­конструкторов создаются перспективные разработки, которым нет аналогов в мире.

В данный момент увеличена отечественная спутниковая группировка дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), которая обеспечивает качество разрешения не хуже, чем со спутников других стран. К 2025 году Рос­космос планирует увеличить орбитальную группировку с 32 космических аппаратов до 41. При этом только 17 из них будут изготовлены за счёт бюджетных средств. 
Усилиями наших учёных-­конструкторов создаются перспективные разработки, которым нет аналогов в мире. Например, специалисты компании «Российские космические системы» планируют к концу года изготовление радиолокатора с синтезированной апертурой (РСА) «Касатка­Р», который станет основной целевой аппаратурой спутников радиолокационного зондирования Земли нового поколения «Обзор­Р».
Космический «сканер» позволит в любую погоду рассмотреть с орбиты на поверхности Земли объекты размером с футбольный мяч. Одновременно с российскими учёными подобную технологию отрабатывают их коллеги в Европе, Канаде, Японии и США, но действующих аналогов российского космического радара пока не существует.
Дальнейшее развитие орбитальной группировки позволит более чем в 2,5 раза увеличить возможности спутниковых систем связи по предоставлению услуг телевизионного вещания высокой чёткости, широкополосного доступа в Интернет, передачи данных, видео­конференц­связи, ведомственных и корпоративных сетей связи. Развёртыванием спутников связи и вещания на высокоэллиптической орбите будет решена проблема телекоммуникационного обеспечения Арктического региона.


Перспективы частного бизнеса

Можно привести большое количество примеров, доказывающих, что инвестиции в космические технологии и исследования — это источник колоссальной прибыли.
Ведь это не обязательно только вклад в репутацию и престиж компании, космические разработки находят и вполне земное применение, давая толчок к появлению и развитию новых отраслей в экономике.
Появление солнечных батарей, изначально придуманных для космических аппаратов, позволило создать солнечную энергетику, способную так же изменить энергетический рынок. В некоторых регионах мира коммунальные сети с солнечной энергией становятся альтернативой природному газу.

По разным оценкам, мировой рынок космических продуктов и услуг к 2030 году достигнет показателя 1,5 триллиона долларов.

Мы давно привыкли к бесперебойной мобильной связи и навигаторам, прокладывающим путь к точке назначения. И то и другое пришло к нам «из космоса». Благодаря космическим технологиям далеко вперёд шагнула медицина: появились магнитно­резонансные и компьютерные томографы, аппаратура для гемодиализа и кардиоангиографии, дефибрилляторы, роботы­хирурги. Частью космических технологий становятся датчики, контролирующие вредные примеси в воздухе, системы, фильтрующие и очищающие воду, контролирующие качество продуктов питания. Эти разработки призваны служить охране здоровья и обеспечивать защиту окружающей среды на планете.
По разным оценкам, мировой рынок космических продуктов и услуг к 2030 году достигнет показателя 1,5 триллиона долларов. Естественно, подобные перспективы не могут быть незамеченными, а поэтому последние годы всё больше инвестиций направляется на развитие космических технологий и освоения космоса.
Однако такая звёздная экспансия очень затратна и под силу только ряду крупнейших государств с космическими амбициями, среди которых Россия, США и Китай. Также в эту гонку включаются частные компании, такие как SpaceX и Tesla Motors Илона Маска, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Свои отсеки на МКС есть у частной исследовательской компании NanoRacks. А NovaWurks является известным разработчиком малых спутников для бизнеса. Частный бренд навигационных технологий Odyssey Space Research известен тем, что относительно небольшой компании удалось заинтересовать своими услугами ряд крупных корпораций, в том числе и НАСА.
Насколько амбициозные цели в освоении космического пространства может ставить перед собой российский бизнес —  сказать сложно, всё же мы в этой гонке пока отстаём. Но шансы наверстать упущенное ещё остаются.


Просмотров 1174

01.06.2017

Популярно в соцсетях