Газовые заправки появятся в каждом селе

Правительство разрабатывает долгосрочную программу перевода автотранспорта на дешёвое газомоторное топливо

Газовые заправки появятся в каждом селе

Фото: gazprom.ru

К 2030 году по российским дорогам будут перемещаться около одного миллиона автомобилей, работающих на сжиженном газе, а количество газозаправок увеличится в десять раз, что создаст условия для масштабного перехода россиян на более экологичное топливо. Для ускорения процесса предложено освободить владельцев газомоторных авто от обязанности оплачивать платные парковки и наделить их правом бесплатного проезда по платным магистралям. Конкретные законодательные меры, необходимые для поддержки «транспортной газификации», парламентарии и эксперты обсудили 22 февраля в Госдуме на «круглом столе», организованном Комитетом палаты по энергетике.

Всеобщая доступность и несомненная выгода

Сегодняшняя доля мирового автотранспорта на газомоторном топливе составляет чуть более одного процента — это, примерно, 24 миллиона автомобилей. Лидирует Китай, но России вполне по плечу в ближайшие десять лет занять место среди передовиков производства как самого сжиженного газа, так и транспортных средств, на нём работающих.

Нам, в общем-то, и сейчас есть, чем гордиться. В последние годы страна демонстрирует неплохую динамику в сфере применения газомоторного топлива - количество газозаправок растёт на 12 процентов в год. Однако,чтобы выйти на передовые рубежи, этого явно недостаточно. Необходим ежегодный прирост в 40 процентов. И это не просто отвлечённые рассуждения, а задачи, вытекающие из майского указа Президента 2018 года.

По словам главы Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, подготовленная Минэнерго программа «газомоторного перевооружения» всё это предусматривает в виде множества конкретных мер господдержки, рассчитанных до 2030 года. Так, общий объём субсидий нефтегазовым компаниям и автопроизводителям, региональным властям на закупку общественного транспорта составит 175 миллиардов рублей. В частности, программа предусматривает компенсацию до 40 процентов затрат компаниям, строящим газовые заправки. На стимулирование увеличения парка газомоторных автомобилей Минпромторг зарезервировал 67,5 миллиарда рублей. В ближайшее время программа будет внесена в Правительство.

«В результате реализации сценария ожидается значительный рост рынка газомоторного топлива к 2030 году. Ежегодный целевой объём потребления природного газа в качестве моторного топлива составит 10,7 миллиарда кубических метров против сегодняшних 700 миллионов кубометров. Количество газонаполнительных заправочных станций с текущих 380 увеличится до 2335, а число автомобилей вырастет за тот же срок с нынешних 150 тысяч до 850 тысяч», — сказал депутат, добавив, что целевыми сегментами госпрограммы станут грузовой городской и пассажирский транспорт, совокупно потребляющие 40 процентов моторного топлива.

Помимо экологических выгод от использования газа российские автолюбители, особенно из глубинки, где не такие высокие доходы, как в городе, получат возможность существенно сэкономить. Ведь стоимость ГМТ в три раза ниже цены бензина и дизельного топлива.

Но чтобы увлечь население столь очевидными преимуществами, по словам замминистра энергетики АнастасииБондаренко, одних мер по строительству широкой сети автозаправок мало. Необходимо ещё создать и не менее разветвлённую инфраструктуру сервисных служб, «чтобы граждане не испытывали проблем с ремонтом своих автомобилей».

Фото: gazprom.ru

Что нужно изменить в законах

Здесь как раз и понадобится помощь законодателей, особенно в регионах. Им предстоит разработать нормативные акты и регламенты, позволяющие в упрощённом порядке, без проволочек получать компаниям-инвесторам доступ к нужным участкам земли, на которых предстоит построить заправки и сервисные структуры. Кроме того, законодательное обеспечение необходимо и в части регулирования вопросов безопасности, связанных с расширением применения ГМТ, снятия излишних ограничений на использование газозаправочной инфраструктуры.

«Учитывая, что в стране пока не только ограничена номенклатура газомоторного автотранспорта, но и возможность перевода существующего автопарка на газ из-за конструктивных особенностей или значительного износа, необходимо внести ряд незамедлительных законодательных поправок», — убеждён член думского Комитета по энергетике Юшаа Газгиреев.

Главные из них касаются исключения газозаправок из перечня объектов третьего класса опасности и снижения арендной платы за земельный участок, на котором будут располагаться заправки. Кроме того, на «круглом столе» было одобрено предоставление владельцам автомобилей на ГМТ права бесплатного проезда по платным дорогам. Также газомоторные авто предлагается освободить от необходимости оплачивать платные парковки по аналогии с автомобилями на электрической тяге.

Отдельных изменений в действующем законодательстве потребуют меры господдержки в виде субсидий на возмещение затрат при возведении газозаправок, а также при переоборудовании автотехники, включая общественный транспорт. Пока что в этом вопросе нет единого понимания. Правительство предлагает механизм софинансирования, позиция регионов ещё не ясна.

Зато есть полное понимание в вопросе упрощения процедуры внесения в ПТС изменений, связанных с конструкцией транспортного средства. Сейчас этот процесс дорог и излишне забюрократизирован.

А хватит ли газа на все машины?

По состоянию на октябрь 2018 года суммарная проектная мощность действующих в России заводов по сжижению природного газа СПГ составляет 21 миллион тонн в год. Но вскоре она существенно возрастёт. В 2019 году после ввода в строй третьей и четвёртой технологических линий на заводе «Ямал СПГ» производственные мощности составят около 29 миллионов тонн в год.

Для увеличения показателей Правительством недавно был утверждён комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, а также предусмотрены меры поддержки реализации проекта по производству СПГ на полуострове Гыдан, где расположены месторождения газа, которые планируется подключить к заводу на Ямале до 2025 года. За счёт этого, а также с учётом реализации проекта «Арктик СПГ-1» планируется расширение мощности завода до 37 миллионов тонн в год.

По словам министра энергетики Александра Новака, в будущем Россия планирует обеспечить до 40 процентов мирового спроса на СПГ. Для этого предлагается нарастить объём производства сжиженного газа до 41,2 миллиона тонн к 2025 году за счёт реализации четырнадцати проектов. Впоследствии предполагается повысить общую производительность ещё на 49 миллионов тонн сжиженного газа. В целом же до 2035 года в России будет создано пять заводов по производству СПГ, после чего ежегодное производство энергоресурса в стране увеличится до 120 миллионов тонн.

Просмотров 1726

22.02.2019 16:18



Загрузка...

Популярно в соцсетях