Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Дмитрий Медведев: историю движут фантастические идеи

На Гайдаровском форуме обсуждают цели и ценности современной экономики

17.01.2018 14:52

Автор: Юрий Скиданов

Дмитрий Медведев: историю движут фантастические идеи

Фото: gaidarforum.ru

Криптовалюта и искусственный интеллект, трансформации управленческого аппарата и этика нового технологического уклада — эти темы определили повестку первого дня работы Гайдаровского экономического форума, начавшего работу в Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Интеллекта не бывает много

«Россия и мир: цели и ценности» — так была обозначена тема пленароной дискуссии первого дня работы форума. И Херман ван Ромпей, президент Европейского совета в 2009-2014 годах, и Кай Мюккенен, министр внешнеэкономических связей Финляндии, были, в общем-то, едины, утверждая, что цели и ценности для России, равно как и для европейских стран, обусловлены необходимостью гарантировать свободу  торговли, поддерживать конкуренцию и повышать производительность труда, избегая популизма, на основе новых информационных технологий. Но только при условии, что опережающими темпами будут развиваться здравоохранение и  образование как ответы на вызовы нового информационного технологического уклада.

Эту тему системно и развернуто продолжил Дмитрий Медведев, председатель Правительства России, в своём развёрнутом и объёмном докладе, причём речь шла не только и не столько о сиюминутных  экономических проблемах, но о глубинных трансформациях, которым, по словам премьера, подвергнутся не только традиционные технологии и способы производства, вызвав взрывной рост экономики.  Может быть, считает руководитель Правительства, пересмотрена и традиционная система ценностей нашего общества.  Звучит необычно?  Но в человеческой истории многое было сделано, подчеркнул Медведев, благодаря фантастическим на первый взгляд идеям. К этим вызовам надо быть готовым, учитывая грядущие колоссальные изменения. 

Аксаков предложил создать рабочую группу по рассмотрению законопроектов о цифровой экономике

А они уже начались - обострилась конкуренция  частных (электронных) валют, отношение к  которым варьируется от запретительного до абсолютно либерального. Какой вариант наиболее предпочтительнее? Очевидно, здесь необходим высокопрофессиональный анализ, результаты которого должны быть закреплены юридически. И такую работу уже ведут депутаты Госдумы: приоритетным в весеннюю сессию признано законодательное обеспечение цифровой экономики.

Цена вопроса — возможность решить многие проблемы российской экономики, переведя её на информационную основу и получая новые критерии эффективности, которые не сводятся к традиционным показателям роста валового внутреннего продукта и производительности труда. Теперь будет необходимо учитывать, подчеркнул Медведев, насколько люди удовлетворены уровнем комфорта жизни, чистотой окружающей среды, творческими и карьерными перспективами. Подобные оценки, кстати, фиксируют в так называемом индексе человеческого развития, который составляет ООН. Россия занимает  55-е место в этом индексе, между Кувейтом и Румынией. Так что  развиваться, используя новейшие технологии на основе государственной программы «Цифровая экономика», есть куда.

Планы сорваны, виновных нет

Но новый технологический уклад, создать который призвана государственная программа развития цифровой экономики, требует и принципиально иной системы государственного управления. Пока же в этой сфере проблем больше, чем решений, если судить по дискуссии на тему  «Эффективность бюджетных расходов как зеркало эффективности государственного управления». Из доклада Татьяны Голиковой нетрудно заключить: одна из главных причин того, что госаппарат по ряду направлений не то что пробуксовывает, а очень часто и  тормозит, заключается в нелогичной и запутанной системе управления и на федеральном уровне, и в регионах и муниципалитетах. При этом управленческие функции и задачи нередко не покреплены финансовыми ресурсами. 

Что-то как-то у нас везде не так, но при этом никто ни за что не отвечает

Первоначально введённая в 2004 году трёхуровневая система госуправления «министерство — служба — агентство» с чётким разделением прав и обязанностей за без малого 15 лет изменилась в не лучшую сторону. К примеру,  функции нормативно-правового регулирования, изначально закреплённые за министерствами, к 2016 году начали выполнять уже  две службы и  три агентства. И наоборот,  8 министерств из 16 перетянули на себя контрольно-надзорные функции, предписанные агентством. Десять министерств начали оказывать госуслуги, которые были предписаны исключительно агентствам. 
Медведев назвал возможный срок исчезновения криптовалюты

А если нет системности, то управленческий аппарат начинает  воспроизводить себя сам, изобретая и присваивая  новые функции и полномочия, количество которых, как подчеркнула Голикова, последовательно росло и составило к 1 января 2017 года 4359 единиц. Число специалистов, занятых в 53 органах госуправления, возросло до 373,6 тысячи человек. Они управляют 8,6 триллиона рублей, или 67 процентами, расходов федерального бюджета. Контролируют плохо, если вспомнить хотя бы о 2,5 триллиона рублей, замороженных в незавершённом строительстве, и продолжающемся падении промышленного производства

А что с управленческой связкой «Центр — регионы»?  На первый взгляд субъекты Федерации наращивают  самостоятельность: на 1 января 2017 года они получили из Центра 113 полномочий в 17 сферах деятельности - на 82,3 процента больше, чем в 2012 году. Только вот денег на то, чтобы реализовать эти полномочия, в полном объёме передать забыли, что, по словам Голиковой, влечёт дополнительные расходы регионов. А деньги местные власти вынуждены брать в банках под немалый процент.

Что делать? Целесообразно поменять статус полномочий — с переданных регионам на собственные, закреплённые на постоянной основе, одновременно осуществив обмен полномочиями и источниками их финансирования с федеральным Центром.  Речь может идти, к примеру, о весьма острой проблеме оплаты страховых взносов за неработающее население или самозанятых теневиков. Поодиночке регионы не справляются с этой задачей. Цена вопроса около 630 миллиардов рублей расходов федерального бюджета. Модератор дискуссии Андрей Макаров, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам,  тут же попросил прокомментировать это предложение Антона Силуанова. У министра финансов  подобная инициатива энтузиазма не вызвала, хотя и не была им отвергнута. 

Держателей биткоинов призвали готовиться к потере всех вложенных денег

Впрочем, Антон Силуанов обозначил и вполне конкретную проблему — пакет законодательных актов по стратегическому планированию, сформированный несколько лет назад, устарел и не отвечает современной ситуации в экономике. А без системной стратегии невозможно гарантировать эффективное планирование. Сбои и срывы будут продолжаться независимо от  того, будет ли ужесточена ответственность руководителей за непродуманное планирование. Но  такой ответственности пока в отечественном законодательстве не предусмотрено, хотя масштабы нереализованных плановых заданий громадны! Видимо, такая нелогичная ситуация побудила Андрея Макарова завершить дискуссию фразой: «Что-то как-то у нас везде не так, но при этом никто ни за что не отвечает».          

Читайте нас в Telegram
Просмотров 9394