В Госдуме предлагают создать кадровый резерв киносценаристов

Эта мера позволит «подтянуть» сценарии российских картин, чтобы они могли конкурировать с зарубежными лентами

В Госдуме предлагают создать кадровый резерв киносценаристов

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

По данным Минкультуры, в 2018 году в России в кино сходили 58 миллионов зрителей. Это всего на 16 процентов больше, чем в 2012 году. При этом, по данным кинопрокатчиков, более 70 процентов кассовых сборов по-прежнему дают голливудские блокбастеры. Чтобы конкурировать с зарубежными картинами, российскому кинематографу необходима господдержка и хорошие сценарии, потому что никакими спецэффектами посредственный сюжет не вытянешь. В этом были единодушны участники «круглого стола», организованного Комитетом Госдумы по культуре.

Качество фильмов хромает

Несмотря на то что в Минкультуры прошедший год называют «урожайным», большинство экспертов не разделяют оптимизма ведомства. В кино действительно стали ходить чаще, чем шесть лет назад, но отечественные фильмы при этом зрители выбирают далеко не всегда. Некоторые россияне покупают билеты ради пиратской съёмки. На то, что случаев несанкционированной съёмки во время сеансов стало больше, обращают внимание многие кинопрокатчики. Другой тревожный момент — в кино сегодня почти не ходит молодёжь. По сути, для целого поколения кино уже не является «важнейшим из всех искусств».

Одну из причин спада зрительского интереса назвал гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. «Тяжёлое ощущение от качества картин», — поделился он впечатлениями после просмотра сразу нескольких российских фильмов. Из-за этого репутация у российского кино весьма невысокая, притом что само кино сегодня переживает ренессанс, отметил режиссёр.

Другая причина, что с «нулевых», когда произошло возрождение отечественной киноотрасли, она так и не завоевала доверие зрителей, потому что в России по-прежнему снимается очень мало фильмов. «70-80 отечественных картин теряются в общемировом потоке», — подчеркнул Шахназаров. Для сравнения, во Франции в год выходит 400 фильмов. По общемировой статистике, только 10 процентов кинофильмов становятся кассовыми. Выходит, количество выпущенных фильмов напрямую связано с качеством киноиндустрии.

Больше дебютов молодым

Критерии эффективности фильмов выведены давно и универсальны для всех стран. «Это бокс-офис (кассовые сборы), рейтинги фильма на телевидении, количество просмотров в Интернете, награды и призы на международных фестивалях», — перечислил их председатель совета директоров киностудии «Ленфильм» Фёдор Бондарчук. Разумеется, в России тоже есть фильмы, которые отвечают всем этим критериям и за большие деньги продаются в зарубежный прокат, но их не так много.

Одна из важнейших задач — увеличить количество таких картин, при сравнительно небольшом бюджете Минкультуры и Фонда кино. В 2018 году Минкультуры и Фонд кино выделили киноотрасли девять миллиардов рублей. Этих денег хватило на 130 игровых фильмов.

У нас 74 процента кассовых сборов от проката иностранного кино. Это — становой хребет индустрии.

Некоторые кинодеятели, как, например, известный режиссёр и первый замглавы думского Комитета по Культуре ВладимирБортко, предлагают пойти «китайским путём» и ввести в кинотеатрах политику протекционизма. «Надо, чтобы 90 процентов фильмов в прокате было наших», — считает парламентарий. Но другие участники «круглого стола» эту идею не поддержали.

По мнению представителя крупнейшего западного кинопрокатчика в России Вадима Иванова, эта мера приведёт к обрушению отрасли. «У нас 74 процента кассовых сборов от проката иностранного кино. Это — становой хребет индустрии», — напомнил он.

Против жёстких мер выступает и глава думского Комитета по культуре Елена Ямпольская. «Любые меры протекционизма возможны, но они должны быть с ясными, чёткими, не закулисными и не подковёрными целями», — сказала депутат.

Наиболее эффективная протекционистская мера — создание талантливых произведений, констатировала Ямпольская.

Залог успеха хорошего фильма — качественный сценарий. Но десятилетия безденежья в отрасли разрушили школу отечественных сценаристов. Если выпускник ВГИКа напишет талантливый сценарий, вряд ли ему, как в своё время 29-летнему Никите Михалкову, доверят снять кино. «Надо возвращать институт редакторов и всерьёз работать со сценариями», — предложил Карен Шахназаров.

Его поддержал режиссёр Алексей Учитель. А ректор ВГИК Владимир Малышев выступил с инициативой создать отдельную госпрограмму для молодых кинодеятелей. «Нужна отдельная программа по молодой кинематографии. Надо дать больше дебютов молодым», — призвал парламентариев Малышев. Эта мера, по мнению участников «круглого стола», приведёт к созданию кадрового резерва сценаристов и вернёт отечественному кинематографу былую славу.

Просмотров 1454

13.02.2019 14:06



Загрузка...

Популярно в соцсетях