О культуре должен отчитываться не только Мединский, но и весь кабмин

Так считает первый зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко

О культуре должен отчитываться не только Мединский, но и весь кабмин Елена Драпеко ФОТО: Михаил Нилов

В декабре Минкультуры обязано представить в Госдуме доклад о состоянии культуры в России за предыдущий год. Об этом говорится в поправках к «Основам законодательства Российской Федерации о культуре», которые были приняты ещё в 2013 году.

Однако парламентарии общим решением перенесли отчёт министра на весну, чтобы глава ведомства доложил не только о том, как обстояли дела в 2015 году, но и в 2016-м. Елена Драпеко, которая внимательно изучила представленный министерством  профильному Комитету Госдумы доклад о состоянии культуры в прошлом году, рассказала «Парламентской газете», в чём суть документа.

- Елена Григорьевна, с вашей точки зрения, доклад отражает реальное положение дел в сфере культуры?

- Отчасти. Документ большой — почти 300 страниц, с множеством цифр и различных данных. Минкультуры в нём отчитывается, как поработал в 2015 году по различным культурным отраслям, с упором на региональную составляющую и особенно культуру на селе.

- На днях в Совете Федерации обсуждали именно эту тему — как развивать культуру в небольших населённых пунктах. Пришли к выводу, что основные препоны исходят от местных властей.

- Дело даже не в них, а в государственной политике в целом. Сложности возникают не только с развитием культуры, но и со всей социальной сферой. Деньги-то в России идут за человеком, то есть сколько пациентов прикреплено к поликлинике, столько ассигнований она и получит. Также обстоят дела с театрами, библиотеками.

Получается трагический замкнутый круг. В небольших населённых пунктах живёт мало людей, а значит, и в местную библиотеку и клуб их приходит немного. Учреждения культуры там закрывают, оптимизируют. Жителям некуда пойти — они уезжают в райцентр. С такими показателями денег учреждениям культуры не получить, а оптимизация привела к тому, что их численность на периферии сократилась.

- Но чиновники в это время отчитываются, что народ с удовольствием занимается самодеятельностью…

- Это парадоксальная правда. В докладе ей тоже нашлось место. Потребность в искусстве у народа есть. И, как может, он её реализует.

- Покритиковать доклад есть за что?

- В первую очередь за то, что в нём нет и упоминания о том, как работают другие министерства. Много учреждений культуры сейчас подчиняются Министерству образования, находясь в его системе дополнительного образования. Это, например, центры эстетического воспитания — бывшие дома пионеров. О том, что сейчас происходит с ними, - в докладе ни слова.

- На заседании Комитета  Госдумы по культуре  8 декабря вы нелицеприятно высказались о Минобороны, отметив, что они плохо ухаживают за подведомственными им памятниками культуры. Откуда такой вывод?

- Через «Парламентскую газету» хочу извиниться перед Министерством обороны. То непонимание между археологами и министерством, о котором я говорила, — единичные случаи. Вообще же министерство, с помощью своего культурного департамента, вкладывает деньги в музеи, театры, в  реставрацию и ремонт объектов культурного наследия.

Кроме того, Минобороны содержит свои оркестры и ансамбли — они гастролируют, много работают, но и об этом в докладе не упоминается. Есть культурная жизнь и при МВД, при системе УФСИН и даже при Минсельхозе, потому что они реализуют программу социального развития села. Так что я считаю, что при докладе Министерства культуры рядышком с Мединским  должны сидеть его коллеги по кабмину и мы должны слушать отчёт Правительства про состояние культуры в России.

- Жаль, конечно, что такого не будет. Какие вопросы министру культуры вы готовите?

- Главный из них такой: почему сегодня нет ориентации на прописанные в Конституции право на доступ к культурным ценностям и право на участие в культурной жизни? Да, существует документ Правительства о примерных социальных стандартах, датированный 1996 годом, но сегодня о нём никто не помнит.

Чтобы  изменить ситуацию, Правительство хочет создать  в январе межведомственную комиссии по развитию культуры в России, для координации всех ведомств. Мы поддерживаем эту инициативу.

- Ещё вопросы планируете?

- Когда в муниципалитетах будут не только строить новые дома культуры, а восстанавливать старые? То есть тратятся бюджетные деньги, строится один дом культуры. А вместо этого можно было отремонтировать несколько подобных учреждений. Хочу спросить у министра, как он смотрит на то, чтобы федеральная власть по программам софинансирования участвовала в ремонте того богатства, которое есть и которое мы теряем.

- Наверняка вас, как актрису, волнуют и проблемы российского кинематографа.

- Среди них одна из важнейших — отсутствие залов и неокупаемость российского кино. В стране нужно создать программу строительства кинотеатров.  Сейчас Минкультуры выделяет деньги на модернизацию залов, которые уже есть, с договорённостью, что не менее 50 процентов  проката в них будет составлять отечественное кино. Но на всех денег не хватает, а муниципалитеты сами это не потянут. Вот пусть Правительство и  подумает, как быть с теми городами и посёлками, где вообще нет ни одного кинозала.

- В законе об объектах культурного наследия есть норма, согласно которой собственники могут получить из бюджета компенсацию за понесённые ими расходы по сохранению памятников истории и культуры. Но она не работает.

- Да, мы недавно приняли закон, согласно которому выплаты в очередной раз приостанавливаются до 1 января 2019 года, в Совете Федерации предлагали сократить этот срок до 1 января 2018 года, но Правительству нужно не только реестр памятников закончить, но и подзаконные акты принять, где будет уточнено, кому мы помогаем, возмещая деньги. Не олигархов же поддерживать!

- В общем, культура, как всегда, страдает от безденежья…

- Я бы так не сказала. Страна, конечно, разная, но Правительство старается поддержать все регионы и знает об их проблемах. Важно, чтобы государство взяло на себя ответственность за выполнение конституционных норм. И через механизм выравнивания бюджетной обеспеченности, и через дисциплину губернаторов. А то любит глава субъекта, например, футбол — строит стадионы, а жена его почитает  театр — возникают новые театры. Эту самовольщину надо прекращать, а гражданам обеспечивать равный доступ к культурным ценностям.

- Разве это не в бюджеты упирается?

- Нет. Главная проблема — в системе управления. Нам не денег мало, а грамотной политики не хватает.

- Но достижения всё-таки есть?

- Разумеется. И я с удовольствием о них напомню, когда министр культуры придёт в Госдуму. Развиваются программы виртуальных туров по крупнейшим музеям России, когда, сидя в любой точке страны, можно прогуляться по залам известных галерей. Или программа виртуальный концертный зал — онлайн —  подключение к просмотру филармонических концертов. Есть и уникальный, единственный в мире проект Национальной электронной библиотеки, программа наполнения которой рассчитана на десятилетия.

А один проект мне лично нравится больше других — создание  3Dкопий известных картин. Подлинник от копии в этом случае отличить будет сложно, а полотна смогут гастролировать по России, и даже страховку на них не нужно будет оформлять.

- Дорого делать такие картины?

- Не очень. Стоимость каждой, в среднем, 20 тысяч рублей. И это ничто в сравнении с обычными расходами на их страхование и, главное, тем, что жители отдалённых регионов смогут увидеть недоступную им живопись. Так что я не могу сказать, что у нас всё плохо и ничего не делается. Проблема — в управляемости этой культурной махины. Творчество — один из главных ресурсов нашего народа — единой нации. И только через культуру мы можем поддерживать творческое начало в людях, усиливать его и транспонировать на остальной мир.



Автор: Ксения Редичкина

Ещё материалы: Елена Драпеко

Просмотров 2042

13.12.2016

Популярно в соцсетях