О проявлениях двойных стандартов в мировой политике в вопросах борьбы с проявлениями нацизма

Недопустимость воплощения идей нацизма как идеологии, основанной на расовом превосходстве одной этнической общности над другими, стала одной из «органических основ» современного международного правопорядка, начало которому положило образование Организации Объединённых Наций как реакция на империалистическую экспансию, в основе которой лежали нацистские идеи.

18 ноября 2016 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций был поддержан проект резолюции Российской Федерации о борьбе с героизацией нацизма. За проект резолюции проголосовали представители 131 государства, представители 48 государств воздержались. При этом, представители трёх государств – Украины, Соединённых Штатов Америки и Палау проголосовали против проекта резолюции. Среди воздержавшихся от поддержки резолюции – страны Европейского Союза и Канада.

Принципы и нормы международно-правового регулирования исходят из абсолютной недопустимости подхода, предполагающего реализацию политики, в основе которой лежат идеи неравенства различных этнических и национальных групп.

Так, положения Устава ООН в части определения целей говорят о цели принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Преамбула Устава ООН отражает идею избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций.

Статьей 2 Всеобщей декларации прав человека определяется, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Отдельно Всеобщая декларация прав человека устанавливает принцип недопустимости установления какого-либо различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своём суверенитете. Данный принцип в единстве с целями и задачами ООН предполагает стремление к универсальному конструктивному подходу государств — членов ООН, направленному на принятие мер по недопущению нарушений норм и принципов международного права, такой подход явно определяет вектор международно-правовой политики в части подхода к идеям нацизма и борьбы с терроризмом, основанным на экстремистских идеях различного толка.

Особое внимание вопросам недопустимости реабилитации и героизации нацизма уделяется в правовом пространстве Содружества Независимых Государств. Так, «Модельный закон о недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников» (принят в г. Санкт-Петербурге 17.05.2012 г. Постановлением 37-18 на 37-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств -участников СНГ), в тексте которого содержатся нормы, запрещающие распространение через средства массовой информации нацистских материалов, а также совершение любых иных действий, направленных на реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников, использование в рекламе образов нацистских преступников и их пособников, а также нацистской символики и нацистских материалов, создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или деятельность которых содержат признаки реабилитации нацизма либо героизации нацистских преступников и их пособников.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (заключена 21.12.1965 г.), участниками которой являются и Россия, и Соединённые Штаты Америки, и Украина, а также множество других государств, содержит важную установку о том, что всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном – предосудительна и в социальном – несправедлива и опасна и что не может быть оправдания для расовой дискриминации, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике. Помимо этого, Конвенция закрепляет, что каждое государство-участник обязуется не поощрять, не защищать и не поддерживать расовую дискриминацию, осуществляемую какими бы то ни было лицами или организациями, а также, что каждое государство-участник должно принимать эффективные меры для пересмотра политики правительства в национальном и местном масштабе, а также для исправления, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечению расовой дискриминации всюду, где она существует.

Не секрет, что проявления героизации нацизма, к сожалению, имеющие место в ряде государств в настоящее время, к примеру на Украине, имеют за собой потенциально крайне опасные последствия в виде внутренних конфликтов, отчасти уже привели к нарушению территориальной целостности Украины. Мировая история знает и другие примеры крайне негативных последствий воплощения идей нацизма, которые неоднократно приводили к геноциду, одним из самых кровавых проявлений чего стали события в Руанде 1994 года.

Примечательно, что и ранее Украина, Палау, США, а также Канада голосовали против резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о практиках, способствующих расизму, к числу которых относятся резолюции A/RES/70/139 от 17 декабря 2015 года, резолюция A/RES/69/160 от 18 декабря 2014 года.

С учётом юридического смысла положений приведённых международно-правовых документов крайне спорной представляется позиция, состоящая в приоритете свободы слова как универсального принципа, якобы не допускающего наличия тех или иных публичных ограничений, касающихся героизации и реабилитации нацизма.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН является своего рода «выражением мнения» международного сообщества, которое является, в свою очередь, отражением баланса интересов на международной арене, отражением «политической палитры». Модель международного поведения, иллюстрирующая отказ от конструктивного сотрудничества в борьбе с теми или иными проявлениями идей нацизма, в который раз свидетельствует о политике двойных стандартов, ставшей «визитной карточкой» действующей администрации Соединённых Штатов Америки и стран тем или иным образом координируемых ими. Аналогичный подход, к сожалению, отражается и в практике борьбы с международным терроризмом, примером чего является заявление Госдепартамента США об отказе от сотрудничества с Россией по сирийскому вопросу в борьбе с запрещённым в России «Исламским государством», признанным большинством стран мира террористической организацией.



Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 468

21.11.2016

Популярно в соцсетях