О продлении Европейским союзом санкций против России
Продление Европейским союзом санкций против России без обсуждения связано с тем, что Минские соглашения, с которыми европейцы увязали отмену санкций, не выполняет именно Украина, и при любом обсуждении этого вопроса это становится очевидным для всех участников дискуссии.
Как известно, одним из важнейших пунктов Минских соглашений является пункт о необходимости проведения конституционной реформы на Украине с вступлением в силу новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию с учётом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов.
Проект поправок к Конституции Украины в части децентрализации был предложен Порошенко ещё летом 2015 года.
При этом, как известно, данный проект был разработан конституционной комиссией, специально для этого созданной указом президента от 3 марта 2015 года. Указанный проект поправок к Конституции Украины в части децентрализации был также предметом рассмотрения Венецианской комиссии, которая по просьбе полномочного на тот момент председателя Верховной рады Украины Владимира Гройсмана подготовила относительно них срочное заключение.
При этом в своём заключении Венецианская комиссия указала, что «согласно предложенным поправкам, статья 133 Конституции Украины не предусматривает никакого специального механизма урегулирования статуса отдельных административных единиц», что комиссия посчитала неудачным, «так как в будущем будет невозможно изменить законодательство с учётом особенностей отдельных территорий без внесения изменений в конституцию». Более того, Венецианская комиссия указала, что проект поправок к конституции не предоставляет «конституционного базиса для предложений, направленных на урегулирование существующего конфликта на Украине», а потому, по её мнению, власти Украины должны дополнить статью 133 Конституции пунктом первым, которым будет предусматриваться, что «отдельные виды административно-территориальных единиц или особенности правового регулирования их статуса должны быть предусмотрены законом».
Данные рекомендации были направлены властям Украины и должны были быть учтены ими при доработке проекта. Во исполнение вышеуказанной рекомендации было предложено дополнить Переходные положения Конституции Украины статьёй 18, согласно которой «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».
Данная редакция поправок была принята 31 августа 2015 года Верховной радой в первом чтении.
При этом, как отмечается в прессе, Порошенко не раз заявлял, что предложенный им проект изменений в Конституцию Украины в части децентрализации не предусматривает никакого «особого статуса» Донбасса и страна останется унитарной. Видимо, предполагается, что районы Донецкой и Луганской областей будут отнесены к одному из видов административно-территориальных единиц, устанавливаемых проектом поправок и перечень которых является исчерпывающим (районы, округа, области), а значит, ни о каком особом статусе не может быть и речи.
Таким образом, украинские власти лишь формально учли мнение Венецианской комиссии, но реально никакого специального механизма урегулирования статуса отдельных административных единиц не создали.
И действительно, из текста формулировки, предложенной украинскими властями, не следует возможности создания административно-территориальных единиц с особым статусом. Рекомендация Венецианской комиссии о том, что законом должны быть предусмотрены отдельные виды административно-территориальных единиц (а отдельный вид предполагает и отдельный, особый статус), была полностью проигнорирована украинскими властями.
Невыполнение рекомендаций Венецианской комиссии относительно проекта поправок к конституции в части децентрализации не первый случай игнорирования мнения данного органа Совета Европы Украиной.
Так, ещё ранее Венецианской комиссией было высказано мнение относительно Закона Украины «Об очищении власти» (закона о люстрации).
В своём мнении Венецианская комиссия также указала на необходимость внесения изменений в украинское законодательство с целью его соответствия общеевропейским стандартам.
В частности, Венецианская комиссия указала, что Закон Украины «Об очищении власти» отличается от люстрации законов, принятых в других странах Центральной и Восточной Европы, тем, что он распространяется на слишком широкий круг общественных отношений и преследует две разные цели, — защиту общества от людей, которые могли бы представлять угрозу для вновь созданного демократического режима, а также отстранение от государственного управления физических лиц, которые занимаются крупномасштабной коррупцией. Термин «люстрация», как указывает комиссия, в его традиционном понимании охватывает только первый процесс, а потому закон нуждается в изменениях с учётом этих замечаний.
Также комиссия указала, что круг лиц, на который распространяется закон о люстрации, также является слишком широким. Комиссия обратила особое внимание на то, что установление столько широкого круга лиц, на которых распространяется действие данного закона, «не только нарушает фундаментальные права граждан, но также влияет на функционирование всей украинской государственной службы, что приводит к серьёзному противостоянию в обществе». Крупномасштабный процесс люстрации, таким образом, заключила комиссия, «может привести к атмосфере всеобщего страха и недоверия».
Рекомендации Венецианской комиссии относительно закона о люстрации также до сих пор не были приняты во внимание украинским властями и необходимые изменения в закон так и не были внесены.
Ещё материалы: Андрей Клишас