Об избирательных правах в Латвийской Республике

Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией) в рамках формирования эталонных демократических представлений о различных элементах организации публичной политической власти действительно уделяется внимание множеству аспектов, которые, в свою очередь, своей многогранностью и составляют избирательный процесс. При этом Венецианской комиссией при формулировании соответствующих позиций относительно регламентации осуществления электоральных процедур также был рассмотрен вопрос реализации пассивного избирательного права, в том числе в части возможных допустимых ограничений такого права.

Так, Венецианской комиссией в одном из своих документов было указано, что «может быть предусмотрена возможность лишения физических лиц их права избирать и быть избранными, но лишь в случае наступления следующих кумулятивных условий: это должно быть предусмотрено в законе; должен соблюдаться принцип пропорциональности; условия лишения физических лиц права быть избранными могут быть менее жесткими, чем условия лишения их права избирать; лишение избирательных прав должно основываться на признании умственной неполноценности или вынесении уголовного приговора за серьезное правонарушение; кроме того, лишение политических прав или признание умственно неполноценным допускается лишь по прямому решению суда». Более того, в другом документе Европейской комиссии за демократию через право приводится позиция касательного того, что критерии допустимости выдвижения кандидатуры на выборах приемлемы, «если такие критерии являются объективными и рациональными и не приводят к исключению лиц по политическим причинам».

Однако, при нормативном установлении критериев ограничения реализации пассивного избирательного права некоторыми европейскими государствами не учитываются не только лишь рекомендации Европейской комиссии за демократию через право, но и позиции, представляемые Европейским судом по правам человека.

Так, законом, регламентирующим проведение парламентских выборов в Латвийской Республике предусматривается, что не могут быть избраны в Парламент (Сейм) Латвийской Республики лица, которые после 13 января 1991 года принимали активное участие в деятельности Коммунистической партии Советского Союза (Коммунистической партии Латвии), Международного фронта трудящихся Латвийской ССР, Объединенного Совета рабочих коллективов, Организации ветеранов войны и труда, Общелатвийского комитета спасения общества или его региональных комитетах.

Указанные люстрационные нормативные положения (с некоторой оговоркой на возможность их применения в некоторый временной период) противоречат не только вышеприведенным позициям Венецианской комиссии, но, как указывалось ранее, и позиции Страсбургского суда (в части неосуществления пересмотра таких положений по прошествии значительного периода времени). Так, в 2006 году Европейский суд по правам человека в решении4 по делу об оспаривании невозможности реализации лицом пассивного избирательного права на выборах в Парламент Латвии указал, что: «Парламент Латвии должен в рамках определенного периода осуществлять пересмотр соответствующих положений закона о парламентских выборах [именно в части положений, предусматривающих невозможность быть избранными в Сейм Латвийской Республики лицами, после 13 января 1991 года принимавшими участие в деятельности указанных ранее политических и общественных объединений]. Кроме того, Европейским судом по правам человека было указано, что Конституционный Суд Латвийской Республики в решении от 2000 года не признал рассматриваемые положения произвольными или несоответствующими критерию соразмерности, совершив, при этом, оговорку, что эти положениями не являются таковыми на момент осуществления органом конституционного контроля проверки конституционности соответствующих положений, и, при этом, Конституционным Судом Латвии была отмечена необходимость установления Сеймом Латвии периода, в течение которого рассматриваемое ограничение будет подлежать применению.

Несмотря на то, что с момента рассмотрения дела Конституционным Судом Латвийской Республики, разрешения дела Страсбургским судом, принятия Европейской комиссией за демократию через право ряда документов, рекомендующих лучшие практики в том числе в сфере реализации пассивного избирательного права прошло значительное время — соответствующие изменения в законодательство Латвийской Республики внесены не были.



Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 1027

15.06.2016

Популярно в соцсетях