Не разглядел рыбак рыбака — ни вблизи, ни издалека
Неделя Федерального Собрания
Многострадальный, в чём-то даже резонансный законопроект, регламентирующий любительское рыболовство в России, наконец-то добрался до официальных общедумских процедур - на эту пятницу запланировано первое чтение документа.
Не исключено, что в новой и отчасти компромиссной редакции «рыболовный» законопроект всё же обретёт путёвку в жизнь. Ведь по меньшей мере он вносит некую гармонию в разрозненные и разношёрстные правила любительской рыбалки в России и, что самое главное, даёт обществу право быть непосредственным регулятором очень непростых взаимоотношений в этой сфере.
Собственно, сам законопроект - своеобразное отражение тех противоречий, которые существуют в такой, казалось бы, тихой забаве, как рыбалка. Особенно если вспомнить, с каким грохотом были провалены пару лет назад попытки «обустроить» жизнь рыболовов-любителей.
Печально, однако, что вопреки расхожему «рыбак рыбака видит издалека» Росрыболовство (главный разработчик документа) то ли не захотело, то ли не сумело разобраться в основных причинах протестного отношения рыболовов-любителей к ведомственным законотворческим инициативам.
«Люди не желают платить за рыбалку» - примерно так были истолкованы резолюции митингов, прокатившихся после печально известных поправок в рыболовное законодательство. Фиш-карты и прочие планировавшиеся нововведения а-ля рыбалка за символические деньги почили в бозе, хотя претензии к разработчикам заключались в другом. А именно: почему любительскую рыбалку пытаются «скрестить» с коммерцией?
Речь прежде всего о пресловутых рыбопромысловых участках (попросту - отданных в аренду акваториях водоёмов общего пользования) как неких структур, оказывающих за определённую плату услуги рыболовам-любителям. Поправки в Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» по сути передали коммерсантам сотни квадратных километров водной глади рек, озёр и водохранилищ, ограничив к ним доступ желающих посидеть с удочкой на берегу. Законодатели, конечно, руководствовались благими намерениями — улучшить состояние водоёмов, пополнить рыбные запасы. На деле же без надлежащего государственного надзора оказались как частные, так и общественные водоёмы со всеми вытекающими отсюда последствиями — расцветом браконьерства, мздоимством и растущим напряжением в обществе.
Но вот что любопытно: Росрыболовство, а за ним и Минсельхоз, опосредованно признав крах упомянутых благих намерений, от коммерциализации любительской рыбалки всё же не отказались, хотя при общественном обсуждении документа неоднократно ставился вопрос об отделении мух от котлет - бизнеса от рыбалки. И в законопроект «О любительском рыболовстве» таки пробрались нормы о рыболовных участках, которые от рыбопромысловых отличаются лишь функционально, а вот по сути — нет. Особенно если учесть, какими заковыристыми и замысловатыми кружевами прописаны права и обязанности будущих собственников пока ещё общедоступных вод. А это значит, что «прихватизация» рек, озёр, водохранилищ и даже внутренних морей в родном Отечестве продолжится полным ходом. С ограничением, разумеется, самого любительского рыболовства.
Ещё материалы: Марат Абдуллаев