Учителей хотят освободить от избыточной нагрузки

Минпросвещения предлагает сократить отчётность педагогов

Учителей хотят освободить от избыточной нагрузки

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Обязанности работников в сфере образования необходимо чётко регламентировать на федеральном уровне, приняв соответствующий законопроект, считает Минпросвещения. Такой документ позволит, убеждены в ведомстве, сократить бумажную работу педагогов и упорядочить нагрузку на них.

Рокировка полномочий

Сегодня федеральные власти не всегда могут повлиять на распределение нагрузки среди учителей — это полномочие муниципальных органов. Выход простой: нужно на всероссийском уровне закрепить чёткий перечень обязанностей учителя, которому должны следовать в любой школе страны.

Во вторник, 29 января, соответствующая инициатива ведомства была опубликована на портале проектов нормативных правовых актов. Её общественное обсуждение продлится до 12 февраля. Планируемый срок вступления документа в силу — январь 2020 года.

Законопроектом предлагается дополнить круг полномочий Минпросвещения, чтобы оно могло установить перечень документов, в разработке и ведении которых участвуют педагоги. Обеспечивать единство практики, то есть делать так, чтобы во всех школах следовали этому перечню, будут чиновники на уровне субъектов.

«Мы видим, что происходит на местах, и планируем замкнуть эти вопросы на себе. Именно федеральные органы управления образованием должны утверждать единые требования, и следующий наш шаг — определение конкретных документов, за рамки которых уже ни школьная администрация, ни какие-либо внешние органы не смогут выходить в отношении нагрузки на учителя», — прокомментировала инициативу министр просвещения Ольга Васильева.

В пояснительной записке к документу также очерчен круг обязанностей учителя: разработка учебной программы по предмету и технологических карт уроков, а также учёт успеваемости (заполнение классного журнала и дневника). «Всё остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации», — подчёркивают в Минпросвещения.

Нагрузка как фактор качества

«Изначально нагрузка по предоставлению отчётности ложится на администрацию школы, но она может не совсем правильно распределяться потом среди учителей», — пояснила «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Поэтому, соглашается депутат, нужно документально закрепить, какую отчётную работу учитель должен выполнять в соответствии с федеральными образовательными стандартами и что не входит в его обязанности.

По её словам, особенно это касается межведомственных запросов и всевозможной статистики творческих мероприятий, которых, как известно, проводится в школах очень много. 

К тому же нередко учителям приходится выполнять двойную работу. «Часто получается, что педагог вынужден проводить мониторинги, которые дублируют друг друга. И просто взять и скопировать данные нельзя, нужно заполнять уже новую форму отчётности. Например, мониторинг загруженности спортивных залов и мониторинг спортивной деятельности», — рассказала Тутова.

15 из более 46 часов, которые российские учителя проводят на работе, занимает заполнение планов и отчётов, а также подготовка к урокам.
Депутат призвала администрации школ на своём уровне стремиться к сокращению бумажной работы педагогов. «В противном случае времени на непосредственную работу с детьми будет хронически не хватать, а это уже потянет за собой вопросы качества образования, и не только», — убеждена она. В то же время законодатели тоже должны выработать ряд решений данной проблемы, согласна парламентарий. 

Инициатива с долгой предысторией

Вопрос о снижении нагрузки на учителей был поднят ещё в 2015 году на заседании Государственного совета РФ под руководством Президента России Владимира Путина. Поводом для его рассмотрения стали многочисленные обращения самих педагогов. Они акцентировали внимание на том, что заполнение многих отчётов и документов зачастую не связано с их должностными обязанностями.

По итогам заседания президент поручил Правительству совместно с регионами «принять меры». Первым делом чиновники проанализировали школьный документооборот, для этого они привлекли к работе общественность и экспертов, в том числе работников образования. В результате сложилась безрадостная картина: школы принимают избыточное количество документов, никто не контролирует актуальность информации, которая размещается в Сети, формы документооборота зачастую нерациональны или морально устарели, при этом нередко бумажные и электронные форматы дублируются. Подтвердился и тот факт, что учителей принуждают к выполнению обязанностей, которые вообще-то возложены на администрацию школы.

С тех пор Министерство образования, а теперь Министерство просвещения, работает над исправлением выявленных недочётов. Инициатива ведомства, о которой говорилось выше, — часть этого большого проекта.

Первые шаги

Но сокращением нагрузки на учителей чиновники занялись ещё до заседания Госсовета в 2015 году. Например, сократили требования к составу рабочих программ учителей.

Каждая школа должна составлять образовательные программы, в которые входят учебный план и график, рабочие программы по каждому предмету, а также оценочные и методические материалы. Рабочие программы составляют учителя. Эти документы разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Но на практике, как выяснило Минобразования, при составлении рабочих программ педагоги копируют в полном объёме примерную основную образовательную программу. «Объём такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объёма, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации», — отмечалось в письме министерства от 28 октября 2015 года.

Чтобы снизить административную нагрузку на учителей, ведомство внесло изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — именно они регламентируют составление школьной отчётности. В итоге вместо восьми структурных элементов рабочей программы осталось три: планируемые результаты освоения предмета, его содержание с указанием форм организации занятий и видов учебной деятельности, а также календарно-тематические планы с указанием, сколько часов отводится на каждую тему. Сократились также требования к программам курсов внеурочной деятельности, а авторские курсы было разрешено рассматривать как рабочие программы предметов.

Ольга Васильева
Ольга Васильева министр просвещения Отчётная нагрузка на учителя на сегодняшний день должна быть сведена к трём документам: дневник, журнал и образовательная программа.

Что стоит на повестке

Одним из приоритетов работы Минпросвещения, как видно из его инициатив, является цифровизация системы образования. Глава ведомства Ольга Васильева ранее заявляла, что все школы в недалёком будущем перейдут на электронный документооборот. «На сегодняшний день нам удалось договориться, что большую часть материалов учителя берут на сайте школы», — отмечала она в ходе «правительственного часа» в Госдуме в ноябре прошлого года.

Цифровую форму постепенно обретают учебники, а также школьные дневники и журналы. С последним, правда, есть загвоздка: законодательство вынуждает учителей вести отчёт об успеваемости и в привычном бумажном виде, и в современном электронном. С учётом, что Минпросвещения упоминает эту коллизию в пояснительной записке к новой инициативе, можно ожидать, что и в этом вопросе в скором времени произойдёт упрощение.

Просмотров 2792

30.01.2019 14:32


Загрузка...

Популярно в соцсетях