Программу «Земский учитель» сенаторы предлагают распространить на Арктику

В палате регионов готовят меры соцподдержки россиян, проживающих на территориях Крайнего Севера

Программу «Земский учитель» сенаторы предлагают распространить на Арктику

Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

В Совфеде уверены, что в России необходимо законодательно отрегулировать работу кочевых школ и тем самым помочь северным народам. Такое предложение прозвучало на Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Помимо этого, в Совете Федерации считают необходимым дать возможность проживающим в сложных климатических условиях детям отдохнуть в лучших здравницах страны, пересмотреть контрольные цифры приема в вузы Арктической зоны, развивать проект «Кочевая школа». Об этом «Парламентской газете» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

- Лилия Салаватовна, одна из особенностей Арктической зоны в том, что многие населенные пункты расположены далеко от школ. Как живущим там детям получить качественное образование?

- Убеждена, что культура, наука, образование — фундамент развития Арктического региона. История нашего государства неразрывно связана с освоением Сибири и Дальнего Востока. Еще Михаил Васильевич Ломоносов отмечал, что российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Эти слова — лейтмотив наших действий в стратегически важном для страны регионе.

Сегодня в Арктической зоне проживают 19 малочисленных народов, располагаются памятники истории и культуры общемирового значения.

Если в крупных городах, таких как Норильск, Мурманск, в шаговой доступности есть и школы, и кружки, то в подавляющей части Арктической зоны образовательная инфраструктура менее доступна, тундровики с семьями ведут традиционный для этих широт кочевой образ жизни.

В таких условиях школы-интернаты остаются единственной возможностью обеспечить детей полным средним образованием. Однако интернатное обучение, кроме видимых положительных эффектов, имеет и ряд минусов. Дети коренных малочисленных народов Севера в семилетнем возрасте покидают родителей и восемь-девять месяцев в году живут вдали от отчего дома. Уже доказано, что последствием такой длительной разлуки является разобщение с традициями и обычаями родного народа.

Но есть и альтернатива. В 2016 году в ООН был презентован проект Ямало-Ненецкого автономного округа «Кочевая школа». Новая модель обучения с 2012 года применяется в началь­ном школьном звене и среди дошкольников.

Важно, что проект направлен на максимальное приближение обучения детей коренных малочисленных народов Севера к местам кочевий, когда учитель может сопровождать детей во время перекочевок. Действуют и сезонные школы.

В настоящее время в ЯНАО успешно работают детские кочевые сады и школы. В общей сложности в субъекте реализуется больше десяти моделей кочевого образования, причем родители могут выбрать для своих детей наиболее удобную. Ценность модели кочевого образования признали в ООН. А Норвегия, Финляндия и Канада намерены перенять опыт Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию образования без отрыва от семейного очага.

Но для полноценного развития детей одних школьных уроков мало. Суровый климат и отдаленное расположение от райцентра не должны стать препятствием для получения дополнительного образования в развивающих или творческих кружках. Именно поэтому сенаторы предлагают меры господдержки домов культуры этого региона. Считаем, что затраты на организацию фестивалей и спортивных соревнований в районах Крайнего Севера должно взять на себя государство. А если воспитанники творческих коллективов участвуют в общероссийских проектах, родители не должны ломать голову, где взять деньги на билет в Москву. Повышению доступности дополнительного образования, особенно в сельских населенных пунктах, будет способствовать развитие дистанционных образовательных технологий.

Что касается высшего образования, мы предлагаем пересмотреть контрольные цифры приема в вузы Арктической зоны в соответствии с потребностью в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах.

- Какие возможности появятся у школьников и педагогов Арктического региона с развитием цифровых технологий?

- Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», к окончанию 2021 года школы страны должны быть подключены к высокоскоростному бесплатному Интернету. Цифровые технологии открывают новые возможности по обеспечению доступности и повышению качества образования.

Реализация проекта позволит объединить арктические учебные заведения в единую сеть, благодаря чему расположенные в удаленных и труднодоступных территориях школы смогут шире использовать возможности онлайн-образования. А учителя получат возможность дистанционно повышать свою квалификацию.

Убеждена, что независимо от того, где молодой человек получит образование, применить свои таланты он должен на родной земле. Предоставить такие возможности молодежи — одна из задач развития арктических территорий.  

На выездном заседании Совета по развитию цифровой экономики, которое провел в Мурманске первый заместитель председателя палаты регионов Андрей Турчак, впервые развитие Арктики было рассмотрено через призму цифровизации.

По его итогам Правительству РФ предложено создать в Арктической зоне страны опорную сеть интеллектуальных центров сверхбыстрой обработки и хранения данных (ЦОД) на основе российских программно-аппаратных комплексов. Реализация этого проекта позволит Арктике играть глобальную роль в сфере цифровых технологий и обеспечит приток в регион востребованных специалистов.

- А какие меры, по вашему мнению, помогут привлечь в этот суровый край квалифицированных педагогов? Что еще необходимо сделать для поддержки сферы образования в Арктической зоне?

- Считаю, что привлечь и закрепить специалистов в области образования на удаленных территориях Арктической зоны поможет программа «Земский учитель», которая реализуется в стране с 2020 года. Думаю, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о распространении этой программы на педагогов всех населенных пунктов региона.

Кроме того, необходимо внести в действующее законодательство изменения в области лицензирования. Это необходимо для учета специфики организаций в сфере кочевого образования, а также поддержки педагогов, работающих в таких школах и детских садах. Не менее важно разработать образовательные программы и учебно-методические материалы, необходимые для преподавания языков коренных малочисленных народов.

- Предложения сенаторов касаются не только сферы образования, но и соцподдержки детей, проживающих в экстремальных климатических условиях. Какие инициативы ваших коллег могут быть поддержаны в рамках проекта «Дети Арктики»?

- Основы программы «Дети Арктики» были разработаны по рекомендации Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и по прямому поручению председателя палаты Валентины Матвиенко. Предложения сенаторов касаются самых разных аспектов жизни детей, проживающих на северных территориях.

Так, палата регионов предлагает обеспечить возможность каждому школьнику с 5-го по 8-й класс этих регионов отдохнуть и поправить здоровье на лучших курортах страны.

Также мы считаем целесообразным издать учебники по родным языкам для более чем трех тысяч детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Еще намечена разработка и запуск онлайн-платформы, где за четыре года будут оцифрованы все учебные пособия по родным языкам коренных малочисленных народов. Для сохранения уникального языкового многообразия региона запланировано издание сборников книг и сказок, выпуск мультфильмов на корякском, чукотском, эвенкийском и других языках.

С предложением растиражировать патриотический курс для школьников «Арктикаведение» по всем субъектам Крайнего Севера и Дальнего Востока в Совет Федерации обратилось правительство Архангельской области. Сенаторы поддержали эту инициативу, и мы рассчитываем, что программа «Дети Арктики» станет фундаментом для запуска обучающего курса во всех школах Арктической зоны России.

Просмотров 1677

15.12.2020 00:15

Пример