Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Забота о защитниках Отечества — общий конституционный долг и основа нашего суверенного будущего

23.12.2022 00:00

На пленарном заседании 21 декабря Государственной Думой был принят во втором и третьем чтениях законопроект, вносящий ряд изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленных на развитие потенциала духовного образования и дополнительную поддержку защитников Отечества и их детей.

В условиях нового исторического этапа развития российской государственности вопросам совершенствования законодательства в сфере высшего образования, вполне естественно, уделяется особое внимание. Перед нами стоит необходимость адаптации всей системы образования к стратегическим целям и приоритетам для наиболее последовательной, полной, эффективной реализации суверенных национальных интересов. На это ориентируют рекомендации парламентских слушаний по развитию системы высшего образования, этим определяется и предмет нашей законодательной работы с учетом объективно существующих общественных запросов.

Общая глубинная основа принятых Государственной Думой комплексных законодательных изменений — в обеспечении традиционных духовно-нравственных ценностей, включая достоинство человека, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу: как через содержательные и институциональные элементы системы высшего образования, позволяющие внести особый вклад в предметное осмысление и распространение общенациональных социокультурных идеалов, так и путем упрощения доступности высшего образования в связи с наиболее решительным, самоотверженным служением этим идеалам своей Родины. В этой связи важно подчеркнуть органическую взаимосвязь внесенных изменений, подтверждающих принципиальную позицию, в силу которой ценности, определяющие целеполагание и смысловое наполнение высшего образования, должны находить реальное, зримое выражение в самих условиях его получения.

Если говорить конкретнее, то основной смысл поправок сводится к предоставлению особых прав при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лицам, проявившим особую доблесть в отстаивании интересов Отечества, а также детям тех, кто, рискуя своей жизнью и здоровьем, неукоснительно исполняет воинский долг, защищая государственный суверенитет и территориальную целостность России и обеспечивая безопасность государства и наших граждан.

Стоит отметить, наша Конституция, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд России, исходит из того, что правовое регулирование в сфере защиты граждан России, исполнивших свой долг по защите Отечества, должно основываться не только на предписаниях статей 7 и 39 (часть 1) Конституции России, направленных на создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь и гарантирующих их социальную защищенность, но и на положениях преамбулы, статей 21 (часть 1) и 59 (часть 1) Конституции России, предполагающих обязанность государства охранять достоинство личности таких граждан, в том числе посредством признания их заслуг в соответствии с понесенными жертвами и лишениями (постановления от 15 ноября 2011 года № 24-П, от 6 февраля 2014 года № 2-П).

За этим скрывается глубокий социокультурный и морально-политический смысл поддержки, оказываемой государством в связи с защитой Отечества, поскольку такая поддержка, не сводимая к материально-имущественным компенсационно-обеспечительным аспектам, должна формировать ценностные ориентиры общества, определять высокий социальный статус защитников Отечества, почет и уважение к ним, в том числе через заботу об их детях, которые являются важнейшим приоритетом государственной политики (часть 4 статьи 67.1 Конституции России).

Сегодня мы часто говорим о том, что «русские своих не бросают», имея в виду при этом, что мы готовы идти до конца в своей верности идеалам патриотизма и братства, защищать землю, культуру, ценности и исторический выбор наших предков.

Наше несокрушимое оружие — Правда, справедливость. А это означает, что наша сила на поле боя определяется не только военно-промышленным потенциалом, но и в решающей степени теми ценностями, которые мы отстаиваем. Необходимым, исключительно важным выражением этих ценностей как раз является всеобъемлющая забота, уважение, поддержка тех, кто, поправ все страхи, с решимостью, отвагой и доблестью отстаивает наши идеалы, наше великое будущее.

И мы должны помнить, что наша высшая цель — не вражда, но мир, а образование — важнейший способ освоения, формирования прочного мира. Поэтому, говоря об особых правах для наших подлинных героев и их детей, нужно понимать: упрощая доступ к высшему образованию, мы расширяем возможности созидательного труда и приближаем победу.

В соответствии с принятым законом соответствующим категориям предоставляется:

  • во-первых, право на прием на обучение по программам балакавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах отдельной квоты, которая не может быть менее 10 процентов общего объема контрольных цифр;
  • во-вторых, преимущественное право на зачисление в государственные образовательные организации;
  • в-третьих, право на зачисление в государственные образовательные организации без вступительных испытаний.

Данный закон направлен на последовательную реализацию смысла и духа Указа Президента РФ от 9 мая 2022 года № 268, которым предусмотрено установление дополнительных мер поддержки в сфере высшего образования семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов, принимающих участие в специальной военной операции.

Стоит подчеркнуть, что предусмотренная поправками отдельная квота в ее цифровом выражении (т.е. не менее 10 процентов общего объема контрольных цифр) носит характер минимального стандарта. В рамках подзаконного регулирования должен быть сформирован понятный, прозрачный и результативный правовой механизм, обеспечивающий каждому лицу, относящемуся к соответствующей категории, возможность воспользоваться своим особым правом на равных основаниях в той или иной образовательной организации. Обеспечение равенства на этапе практической реализации введенных норм закона — необходимое условие поддержания авторитета государства и доверия к его действиям, и гарантией здесь будет являться парламентский контроль.

Как очень емко заметил Ф.М. Достоевский, «высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее». Именно это определяет историческую роль России в мире и в современности, и это обязывает всех нас к справедливому возданию в связи с защитой Отечества.