Все о пенсиях в России

вчераДепутат Говырин рассказал, как увеличить будущую пенсию

вчераРасчет взносов по договорам долгосрочных сбережений освободят от НДС

вчераГосдума просит установить компенсацию за задержку выплат пенсий «Почтой России»

За опасное вождение предложили штрафовать и лишать прав

По словам авторов внесенного в Госдуму законопроекта, новые правила могут снизить количество аварий на дорогах на 80 процентов

06.07.2023 14:07

Автор: Николай Козин

За опасное вождение предложили штрафовать и лишать прав
  © Тимур Ханов/ПГ

Дорожных хулиганов хотят штрафовать на пять тысяч рублей, а после рецидивов — лишать прав на срок до года. Такие меры воздействия содержатся в законопроекте об ответственности за опасное вождение, который внесли в Госдуму депутаты ЛДПР 6 июля. Почему запрет на агрессивную езду на дороге есть, а наказания за это нет, почему аналогичный проект закона отклонили еще несколько лет назад и постигнет ли та же участь новый документ,  разбиралась «Парламентская газета».

Запрет без наказания

Депутаты от ЛДПР предложили дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьей. Она будет находиться в главе 12, где собраны нарушения в области дорожного движения, называться «Умышленное опасное (агрессивное) вождение» и подразумевать наказание в виде штрафа в пять тысяч рублей. А за повторный инцидент — до десяти тысяч или лишение прав на срок до года.

«Опасное или агрессивное вождение может совершаться только умышленно, то есть при осознании водителем противоправного характера своих действий и предвидении их вредных последствий, желании их наступления или безразличного к ним отношения, — отмечается в пояснительной записке к документу. — По вине таких водителей совершается до 80 процентов дорожно-транспортных происшествий».

По словам авторов законопроекта, в действующем законодательстве сложилась странная коллизия. Само по себе опасное вождение — агрессивное опережение других транспортных средств, резкие перестроения, необоснованное торможение и так далее — запрещено правилами дорожного движения в редакции от 2016 года. Но вот отдельного наказания за эти действия — даже если они совершаются по цепочке, одно за другим — до сих пор не существует.

«Если есть запрет — должна быть ответственность, — подчеркнул в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов и автор законопроекта Ярослав Нилов. — По-другому законодательство у нас не работает. Это все равно что отменить штраф, например, за превышение скорости, чтобы формальный запрет остался, а реального наказания за его нарушение не было. Будет ли работать такая система? Нет, конечно. И с опасным вождением точно так же».

Шторки, жалюзи, пленка: какую «защиту» автомобильных стекол признают незаконной

Размытые формулировки и условные доказательства

Стоит, впрочем, отметить, что законопроект об опасном вождении не первый в Госдуме. Впервые его внесли еще в 2016 году — как раз вскоре после того, как соответствующая норма появилась в правилах дорожного движения. Его даже успели одобрить в первом чтении, но потом отклонили из-за слишком размытых формулировок: депутаты посчитали, что само по себе определение «опасное вождение», изложенное в документе, допускает чересчур свободную трактовку.

«Принимая во внимание, что опасное вождение фактически относится к грубым нарушениям правил дорожного движения Российской Федерации, представляется целесообразным проработать вопрос о наделении судей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории», — говорилось тогда в заключении Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству.

Новый законопроект содержит обязательное условие: доказательством опасного вождения должна быть только видеофиксация. Но и здесь случилась загвоздка: согласно все тому же КоАП, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. При этом никак иначе, кроме как видеофиксацией, опасное вождение выявить невозможно — дорожные камеры не способны проследить за машиной на протяжении более-менее длинного участка пути, а инспекторы ГИБДД вообще не должны этим заниматься — их задача пресекать правонарушения сразу, а не снимать их на видео. Как авторы законопроекта будут решать этот вопрос — пока неизвестно.

«Сейчас комитет должен направить законопроект в рассылку, собрать отзывы, ну а дальше уже начнется работа по его корректировке, — пояснил Ярослав Нилов. — Так что пока мы никаких конкретных сроков обозначать не можем — все будет делаться в плановом режиме».

Между тем эксперты тоже уверены, что и в новой редакции закон вряд ли примут.

«Дело в том, что та формулировка опасного вождения, которая приведена в ПДД, несет в себе гигантское количество субъективностей, — пояснил независимый эксперт по транспорту, эксперт рабочей группы «по регуляторной гильотине» в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве РФ Дмитрий Попов. — Например, такие понятия, как «опасная дистанция» и «опасный интервал», субъективны и зависят от дорожной обстановки и квалификации водителя. Кроме того, наказывать предлагается за «многократность» совершенных действий. Я вот, например, сегодня с утра уже десять раз перестроился — это я многократно действие совершил или нет? Поэтому я боюсь, что в нынешнем виде закон об опасном вождении лишь создаст прецедент для нечистоплотного поведения сотрудников ГИБДД и мало повлияет на реальную дорожную обстановку».