За какое время должны приехать скорая, пожарная и полиция

С этого года на всей территории России заработал единый номер вызова экстренных служб «112»

21.05.2022 16:00

Автор: Юлия Сапрыгина

За какое время должны приехать скорая, пожарная и полиция
  © Игорь Самохвалов/ПГ

По статистике на номер «112» поступает более 90 процентов звонков, адресованных экстренным службам. Среди них более 70 процентов — это обращения в скорую, более 25 процентов — в полицию и ГИБДД и 5 процентов — в другие службы. С какими жалобами можно позвонить по телефону «112» и как скоро ждать помощи, выяснила «Парламентская газета».

При отрицательном балансе и без сим-карты

Единая система вызова экстренных служб — скорой, пожарной, полиции и других — по единому номеру «112» официально заработала с первого января этого года, когда в силу вступил федеральный закон №488-ФЗ.

«Инициатива позволит обеспечить работу единого номера вызова экстренных оперативных служб — «112» — по всей стране», — прокомментировал тогда принятие документа председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

Алгоритм работы службы ранее уже отточили в 56 регионах, где номер «112» запустили в пилотном режиме. На основании этого Правительство приняло постановление с требованиями к работе службы.

Согласно документу, среднее время ожидания ответа оператора составляет 8 секунд, а максимальное — 20 секунд. Опрос заявителя занимает в среднем 75 секунд. А в течение следующих 30 секунд диспетчер должен подтвердить факт приема сообщения. Если звонок сорвался, оператор обязан перезвонить.

«Оператор службы «112» не только принимает вызов, но с помощью наводящих вопросов определяет масштаб проблемы, чтобы принять решение, какая именно помощь и в каком масштабе нужна человеку, а порой и многим людям одновременно», — сказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Он также подчеркнул, что звонок на номер «112» можно сделать при отрицательном балансе и даже при отсутствии в телефоне SIM-карты. А пока человек дожидается помощи, оператор при необходимости будет оставаться с ним на связи.

Скорая помощь: от 20 минут до двух часов

Помимо службы «112» связаться с экстренными службами сегодня можно и по старым номерам. Это: «101» — пожарная, «102» — полиция, «103» — скорая и «104» — служба газа. Однако, как показывает практика, до 90 процентов абонентов, попав в трудную жизненную ситуацию, набирают именно «112».  

Например, только за неделю с 9 по 16 мая жители Подмосковья позвонили в единую экстренную службу более 180 тысяч раз. 50 тысяч обращения касались оказания медицинской помощи, сообщается на сайте правительства региона.

Читайте также:

• В торговых центрах могут появиться дефибрилляторы

Время ожидания приезда скорой регулирует постановление кабмина «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2022-2024 годы».  Согласно этому документу, «время доезда до пациента бригад скорой медпомощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова».

При этом экстренная форма медпомощи оказывается при угрозе для жизни, например, в случае получения тяжелых травм, а также при родах, инфарктах, инсультах и так далее. Если же опасности для жизни нет, но есть угроза здоровью — например, повысилась температура или подскочило давление, — на такой вызов приедет неотложная помощь. Время ее ожидания — до 2 часов.

«Такая градация сигналов позволяет оказать помощь сложным пациентам в первую очередь. При этом сегодня граждане, у которых нет угрозы жизни и здоровью, могут получить необходимые консультации по телефону», — напомнил Анатолий Выборный.

Пожарная служба: 10 минут в городе и 20 — на селе

Нормативы прибытия пожарных регламентирует «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно этому документу, «дислокация подразделений пожарной охраны определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут».

Кроме того, время прибытия пожарных на разные объекты и в зависимости от масштаба бедствия устанавливают локальные нормативные акты. Например, в случае аварии на газопроводе пожарные должны приехать на место в течение 60 минут, а в случае ЧС федерального уровня — в течение 70 минут в рабочий день и в течение 130 минут в нерабочее время.

© Мобильный репортер / АГН Москва

Основанием для выезда пожарных, согласно 444-му приказу МЧС, могут быть телефонные сообщения, личные обращения граждан в часть, наблюдения самих пожарных, а также сигнал о возгорании на территории защищаемого объекта через контрольные приборы.

Полиция: в 1,5 километра от места происшествия

В отличие от скорой и пожарной, время приезда полиции строго не регламентировано. Согласно статье 12 Закона «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны «незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения или место происшествия».

При этом в приказе МВД «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах» указано, что «протяженность маршрута патрулирования в общественных местах должна обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения (как правило, не более чем в течение 5-7 минут) и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей».

При этом особое внимание уделяется безопасности на таких важных объектах, как школы или больницы, рассказал Выборный. В случае возникновения опасной ситуации в таких учреждениях срабатывает так называемая тревожная кнопка.

«Я лично выезжал для проверки таких объектов и систем оповещения на них, — сообщил депутат. — Например, в Москве с момента поступления сигнала и до прибытия полиции, Росгвардии, служб быстрого реагирования проходит от двух до семи минут. Этот стандарт уже отработан».

Предупрежден — значит вооружен

Дальнейшее усовершенствование служб экстренного реагирования должно проходить за счет более активного внедрения систем оповещения, считает Выборный. Это позволит сократить число обращений в экстренные службы, которые, в свою очередь, смогут потратить это время для помощи другим гражданам. 

«Мы уже привыкли к электронным и смс-сообщениям о надвигающейся опасности, например, ураганном ветре, шквалистом ветре, ливневом дожде. Но еще несколько лет назад такого просто не было», — напомнил депутат.

Сейчас парламентарии работают над градацией различных угроз, разграничением мер ответственности за информирование населения в случае той или иной опасности, а также усовершенствованием мер реагирования на них, сказал депутат.