За что Ту-134 прозвали «Свистком»
Реактивный самолёт Ту-134, который стал одним из самых удачных советских проектов в области пассажирского самолётостроения, впервые взлетел 57 лет назад, 29 июля 1963 года.
Лайнер для авиалиний малой и средней протяжённости на 76—80 пассажиров спроектировали в Конструкторском бюро под руководством Андрея Туполева. Из-за длинного узкого фюзеляжа и высокого звука двигателей авиаторы прозвали Ту-134 «Свистком», а по кодификации НАТО он числился как Crusty — «Резкий». Он был первым отечественным пассажирским лайнером, который прошёл официальную международную сертификацию.
Харьковское авиационное производственное объединение серийно выпускало этот самолёт с 1966 по 1984 годы.
Практическая эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967-го, а в 1968 году первые образцы таких уже экспортировали из СССР в страны Варшавского блока.
Всего построено 852 машины различных модификаций. Помимо базовой Ту-134, Ту-134А и Ту-134Б, существовали узкоспециализированные. Например, Ту-134ЛК представляла собой летающую лабораторию для отработки космических программ и тренировки космонавтов, а Ту-134УБЛ — тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации.
С 2013 года эти самолёты выводились из эксплуатации, поскольку они устарели морально и физически. 21 мая 2019 года последний в истории пассажирский рейс Ту-134 по маршруту «Иркутск — Мирный» выполнил борт Ту-134Б-3 1980 года выпуска.