Все о пенсиях в России

00:00В Совфеде объяснили, что учтут при повышении пенсий работающим пенсионерам

вчераВ 2025 году пенсии работающим пенсионерам могут проиндексировать дважды

два дня назадВ Госдуме рассказали, как будут индексировать пенсии работающим пенсионерам

Власть хотят защитить от спама

Петербургские депутаты предлагают фильтровать электронные обращения через госуслуги

08.09.2022 00:00

Автор: Александра Медведева

Власть хотят защитить от спама
  © Тимур Ханов/ПГ

Пришло время пропускать электронные обращения от граждан в различные органы власти и ведомства через авторизацию на портале госуслуг. Этот сервис уже достаточно развит для этого. В этом уверены депутаты петербургского Заксобрания, которые хотят изменить 59-й федеральный закон. По мнению парламентариев, это сократит нагрузку на ведомства, вынужденные нанимать отдельных сотрудников для ответов на письма. И если бы речь шла только настоящих жалобах и запросах. Но большинство из приходящих писем — спам «под копирку».

Путь через портал

Петербургские депутаты Денис Четырбок и Дмитрий Панов разработали инициативу об изменении самого популярного у жалобщиков Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ, который появился в нашей стране в 2006 году. Парламентарии уверены, что его пора усовершенствовать с учетом современных реалий и сделать процедуру жалоб и запросов от граждан в различные ведомства более цивилизованной. Работу с обычными бумажными обращениями при этом депутаты менять не намерены, подкорректировать предлагают только подачу писем по электронной почте.

Авторы инициативы хотят дополнить статью 7 закона новым пунктом: «Обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа направляется гражданином посредством заполнения специальной формы для подачи обращений на официальном сайте указанных органов власти в сети Интернет после прохождения идентификации и аутентификации гражданина с использованием ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации. — Прим. ред.)», то есть портала госуслуг.

Неравные условия

Сегодня в законе указано, что обращения в виде электронного документа должны содержать фамилию, имя, отчество при наличии, адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ. Но на практике это приводит к массовой веерной рассылке писем с недостоверными данными. А отвечать на них все равно необходимо в 30-дневный срок. Кроме того, веерная рассылка порой становится инструментом политической борьбы и давления. И в ней теряются даже те анонимные обращения, которые нельзя назвать спамом, просто у желания скрыть свою личность могут причины, связанные с вопросами безопасности.

Парламентарии отмечают, при этом действующая редакция закона не устанавливает каких-либо требований, позволяющих определить, что обращение отправлено именно тем гражданином, чьи данные указаны. Этот пробел создает предпосылки для злоупотребления. Часто один и тот же человек несколько раз шлет письма на одну и ту же тему независимо от реальной компетенции ведомства. Продвинутые пользователи делают веерную рассылку одного и того же обращения в сотни инстанций, а порой используют и технологии, которые обходят системы защиты от спама. А бывает, что кто-то отправляет письма от имени другого человека, который может быть даже не в курсе этого. И получают официальные ответы, которые содержат сведения, касающиеся частной жизни других людей, персональные данные, врачебную или банковскую тайну.

© pixabay.com

Авторы инициативы также обратили внимание, что если на бумажное прошение без имени и адреса ответ можно не давать, то поступать так же с электронными анонимками федеральные нормы не позволяют.

Депутат Дмитрий Панов считает, что идентификация через госуслуги не будет ущемлять интересы граждан, но при этом поможет в работе: «Мы консультировались с разными ведомствами. Оказалось, что участковые уполномоченные, например, 70 процентов своего рабочего времени тратят на составление ответов. А в районных администрациях выделяют по два сотрудника, которые только этим и занимаются. Это просто катастрофическая ситуация».

Его коллега Денис Четырбок напомнил, что при нарушении сроков ответа заявители сразу жалуются в прокуратуру, откуда приходят представления: «В предыдущих созывах парламента у нас бывало, что приходилось помощников привлекать к дисциплинарной ответственности просто потому, что они не успевали ответить на весь объем поступивших обращений».

Аргументируя необходимость корректировки федерального закона, Четырбок сообщил, что предварительно запросил сведения о числе зарегистрированных петербуржцев на портале госуслуг. По его словам, периоды ковидных ограничений, когда многие пособия и выплаты назначались через ЕСИА, серьезно увеличили число пользователей системы: «Притом что в городе живет около 5,5 миллиона человек, в системе зарегистрировано 5,3 миллиона аккаунтов жителей нашего города. 3,7 миллиона аккаунтов являются подтвержденными. То есть эти люди дошли до МФЦ и подтвердили свой личный кабинет, предъявив паспорт и СНИЛС. Большая часть активных пользователей — это миллион аккаунтов — петербуржцы от 26 до 45 лет. Но и тех, кто старше 65 лет, больше сотни тысяч».

В апреле 2022 года глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что ежедневно в России порталом госуслуг пользуются 9,5 миллиона человек. А всего в системе зарегистрированы почти 96,5 миллиона аккаунтов. Выступая на заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, он заявил, что среди россиян от 15 до 70 лет уже 9 из 10 человек присутствуют на портале.

Без ущерба интересам людей

Федеральные коллеги к инициативе петербуржцев отнеслись положительно, но настороженно. Как отметил глава Комитета Совета Федерации по регламенту Вячеслав Тимченко, инициатива заслуживает внимания, но все кроется в деталях: «Все зависит от формулировок текста законопроекта. Его нужно будет изучать, чтобы не возникло противоречий с другими положениями 59-го ФЗ. И не были ограничены права граждан. С одной стороны, сокращение веерной анонимной рассылки писем — это хорошо. Но надо понимать, что у людей иногда есть объективные причины скрывать свое авторство». Сенатор сообщил, что в верхнюю палату парламента ежегодно поступает несколько тысяч обращений в год.

Читайте также:

• Как попасть на прием к депутату • Граждане могут обращаться в Совет Федерации на разных языках

Депутат Госдумы Михаил Романов также оценил идею как заслуживающую внимания: «С учетом того что формат обычных письменных обращений предлагается не корректировать, инициатива может быть рассмотрена. В конце концов, многие ведомства уже перешли на работу через портал госуслуг. Но на законопроект нужно получить заключение федерального Правительства. Кроме того, надо запросить мнение других структур, которые наиболее часто сталкиваются с обращениями граждан: органов МВД, прокуратуры, различных ведомств. Задача же не ограничить возможности граждан, а усовершенствовать систему работы в интересах людей».

Кстати, многие ведомства с учетом накопленного опыта уже модернизировали работу с обращениями. В Госдуме разработана система обработки писем. В Совфеде тоже оптимизировали процесс: 17 февраля 2022 года палата утвердила новый вариант Инструкции по работе с обращениями граждан. По нему, например, идентичные обращения от нескольких граждан могут быть объединены, и ответ на них опубликован на сайте. Ответ не дается на обращения с текстом, не имеющим смысла. И указано, что таким считают текст, не относящийся к предложениям, заявлениям, жалобам, откликам, запросам и не имеющий понятного, вразумительного содержания. Анонимные обращения не рассматриваются, за исключением случаев, когда в них содержится информация о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии. Плюс есть положения, которые позволяют отсеивать спам.